Условия хорошо сформулированной цели

Хорошо сформулированный результат - это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.
В НЛП (и не только) используется модель описания поведенческих стратегий TOTE: Тест - Операции - Тест - Выход (Test - Operations - Test - Exit). «Хорошо сформулированный результат» - это способ думать о цели максимально оптимально, с точки зрения этого самого TOTE.
Предложена эта модель Лесли Камерон, но она говорила о пяти условиях: 
  • позитивная формулировка;
  • демонстрируемость в чувственном опыте;
  • правильная контекстуализация;
  • человек может его инициировать и поддерживать;
  • сохранении позитивных побочных эффектов (экологичность).
Здесь будет описан более подробный вариант - девять пунктов. 
Условия хорошо сформулированной цели: 
1. позитивно сформулирована;
2. контролируется вами;
3. описывается сенсорным языком;
4. соответствует контексту;
5. подходящего размера;
7. включает необходимые ресурсы;
8. исследованы препятствия;
9. определён первый шаг.

Схема
Хорошо сформулированный результат
 

Подробное описание

1. Цель позитивно сформулирована

- Позитивно ли сформулирована ваша цель?
Иногда мы определяем цель как то, от чего хотим избавиться или чего хотим избежать: не естьпосле 18:00, бросить курить, прекратить обижаться и так далее. Но такие цели довольно трудно достигнуть, потому что знание чего мне не надо, ещё не даёт понимание, что я хочу получить. Представьте, что вы идёте в магазин со списком того, что не хотите покупать. Или вспомните задачку Ходжи Насреддина «не думать о белой обезьяне». Просто голова так не работает.
Отрицание может быть выражено как отрицательной частицей «не», так и словами «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п.
Так что цель должна быть сформулирована позитивно - что вы хотите получить: стать более стройным, купить собственную квартиру, чувствовать себя уверенно…
Поэтому, если ваша цель пока сформулирована негативно, её надо переформулировать в позитивный вариант.
бросить курить - контролировать тягу к курению;
не волноваться - быть спокойным;
уйти с работы - найти новую работу;
не бояться знакомиться - чувствовать уверенность при знакомстве;
прекратить обижаться на критику - конструктивно относиться к критике.

2. Контролируется вами

- Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
- Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?
- Если связано, то что ты можешь сделать для достижения этой цели?
Есть то, что зависит преимущественно только от нас: стать более стройным, выучить английский язык, чувствовать себя уверенно, - а есть то, что зависит ещё и от других людей или обстоятельств: выйти замуж, построить дом, стать начальником отдела, получить известность. Мы не можем напрямую контролировать многие события и других людей, но способны воздействовать на них при помощи нашего поведения. Поэтому достижение «внешней цели»: карьеры, богатства, известности, - в первую очередь будет связано с тем, что вы можете сделать для этого.
- Я хочу нравиться девушкам.
- Что ты можешь сделать для этого?
И во многих случаях для достижения «внешнего» результата, в первую очередь надо будет изменить себя - то есть достигнуть результата «внутреннего». Продолжая диалог...
- Вести себя более уверенно.
- Ты умеешь так себя вести?
- Пока нет. Так что для начала надо научиться чувствовать уверенность при общении и вести себя соответствующе.

3. Сенсорное представление

- Как вы узнаете, что достигли цели?
- Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете цели?

Цель желательно представлять: видеть, слышать, чувствовать, - а не просто называть. Так что на этом шаге вам нужно представить, что будет, когда вы достигнете цели: что вы будет видеть вокруг себя, как вы будете выглядеть, что будете слышать, чувствовать, что говорить себе, что будут говорить другие люди, что конкретно вы будете делать, какие будут запахи и так далее.
То есть вы создаёте такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.
- Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …

4. Подходящий контекст

- Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
- Где, когда и с кем вы хотите этого?
Не всё хочется иметь во всех ситуациях, в любом месте и времени и с любыми людьми: спокойствие может не очень подходить к просмотру комедии, а в отпуск приятнее съездить с женой, но не с тёщей. Так что стоит определить подходящий контекст для цели - здесь хочу, а здесь нет.
Если цель «внутренняя»: уверенность, спокойствие, расслабленность, энергичность, настойчивость - то определите контексты, в котором вы хотите это иметь, а где не хотите. Например, расслабленность хороша во время отдыха, но не слишком подходит во время игры в футбол.
То есть в результате цель будет определена для какого-то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.
Если цель скорее «внешняя»: поехать в отпуск, построить дом, жениться - определите с кем, когда и где вы хотите этого. Например, поехать летом в Испанию с мужем и детьми хочу, а зимой в Воркуту со свекровью - нет.

5. Цель экологична

- Что вы потеряете, если достигните результата?
- Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
- Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?

Когда мы что-то получаем, мы обычно при этом ещё и что-то теряем. Например, женившись мы теряем часть свободы, став фрилансером теряем стабильность, став стройным теряем возможность свалить собственные неудачи на внешность.
И в этом пункте мы оцениваем возможные потери и определяем, приемлемы ли они. Согласен ли я потерять «это» достигнув цель. Можно так же вернуться на первый шаг и переопределить цель так, чтобы снизить потери.
Для определения баланса приобретений и потерь как раз можно использовать «Декартовы Координаты».

6. Имеет подходящий размер

- Имеет ли цель подходящий размер?
Если цель слишком большая – теряется мотивация на пути. Если ваша цель "полностью овладеть английским языком" с очень жёсткими критериями, то даже долго и интенсивно занимаясь, вы не будете замечать приближения.
Критерии - вещи дискретные. Предположим, для вас критерий знания языка свободное общение с англоговорящими людьми. Выучили 1000 английских слов - проверили - пока свободно не общаюсь. Запомнили таблицу времён - проверили - нет, пока не получается общаться свободно. Прочитали «Моби Дика» в оригинале - нет, всё ещё свободно не общаюсь. И теряется мотивация.
Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие "подцели", достижение которых проще контролировать и обратная связь быстрее. Например: за неделю выучить 100 новых слов, сбросить за этот месяц 2 кг и тому подобная.
Естественно, есть и обратный процесс - цель может оказаться слишком «маленькой», вроде «выучить 10 английских слов». В таком случае стоит разобраться, к какой более «крупной» цели это всё ведёт.

7. Включает необходимые ресурсы

- Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?
- Можете ли вы иметь к ним доступ?
Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.
Если нет – сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
- Для того, чтобы быть уверенным на собеседовании мне нужны уверенность, спокойствие, вера в успех и хороший костюм. Уверенность, спокойствие и вера в успех у меня есть, а костюм надо купить.

8. Исследование препятствий

- Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
- Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?
- Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
Исследуйте, что может помешать вам на пути достижения этой цели.
Если препятствия на данный момент "не преодолимы" – переформулируйте в цель и пройдите весь процесс ХСР с этой целью.

9. Определите первый шаг

- Каков будет ваш первый шаг по достижению цели?
Можно очень долго мечтать о цели, но если не начать её достигать, она так и останется мечтой. Так что определяем первый шаг, с чего начинаем.
Собираетесь найти новую работу - что вы сделаете для её поиска прямо сегодня вечером или завтра с утра? Это может быть даже просмотр объявлений о найме или выкладывание собственной анкеты на job.ru.
Хотите стать более стройным, определите ваш самый первый шаг: завтра с утра делаю пробежку, прямо сегодня ем меньше плюшек, а больше фруктов и овощей.

Блок-схема

Вопросы для определения хорошо сформулированного результата

Демонстрация

Возможный диалог Оператора с Клиентом.
Тренер: - Андрей, какова твоя цель?
Клиент: - Я хочу избавиться от лени.
[предлагаем сделать позитивную формулировку цели]
- Это то, чего ты не хочешь. А что ты хочешь получить?
- Я хочу делать свои дела во время.
- Все свои дела?
- В первую очередь по работе.
- То есть ты хочешь делать во время свои рабочие дела?
- Да.
- А что такое для тебя «рабочие дела»?
- Ну у меня есть список обязанностей, плюс определённые задачи даёт начальство.
- А как ты определяешь «вовремя».
- Есть определённые сроки, когда всё нужно сделать.
[определяем область контроля]
- Хорошо. Это зависит только от тебя или от кого-то ещё?
- Не только от меня. Некоторые вещи зависят от коллег - часть они должны сделать. Например, дать мне часть данных для отчёта. К тому же иногда наоборот - это я должен вовремя что-то сделать. Командная работа.
- А что ты можешь сделать для того, чтобы они вовремя давали тебе эти данные?
- Для начала, мне нужно самому проявлять активность и напоминать им об этом. И учитывать в своём плане их, скажем так, особенности.
- И как бы теперь ты определил свою цель?
- Я хочу вовремя делать свою часть дел и мотивировать других на то, чтобы они вовремя сделали свою. В контексте работы, само собой.
[сенсорное представление цели]
- Хорошо, Андрей, представь, что ты уже достиг этой цели. Опиши это сенсорно: как ты себе это представляешь?
- Я вижу себя, который напоминает другим о том, что им надо сделать. При этом я и сам всё делаю вовремя.
- Хорошо, давай уточним. А что ты слышишь при этом? Какой у тебя голос, когда ты говоришь?
- Когда мотивирую других, говорю достаточно бодро, уверенно. И они мне тоже отвечают уверенно, что сделают.
- А что ты чувствуешь?
- Уверенность, спокойствие. При этом ещё такую готовность сделать то, что решил.
- Отлично. Сделай сейчас фильм об этом - как ты выглядишь, что слышишь и говоришь, что чувствуешь и делаешь. Хорошо будет, если ты сможешь посмотреть его как сторонний наблюдатель, так и, при желании, войти в него и прожить изнутри.
- Да, сделал. Я могу посмотреть со стороны, что будет, так и изнутри прожить.
- Тебя устраивает то, что ты видишь?
- Да, вполне.
[определяем подходящий контекст]
- Есть ли ситуации, в которых ты не хотел бы этого делать?
- Ну, я не хотел бы «убиваться» на работе ради результата. Тут важно определить реальность сроков. Так что здесь ещё важно, чтобы сроки, определённые начальством совпадали с реальностью.
- Тогда давай более чётко определим, что такое «вовремя».
- Это сроки, поставленные начальством. Но если они явно не соответствуют реальности - то тогда с поправкой на жизнь.
- А как ты будешь определять эту поправку?
- Из опыта. А так же по текущей ситуации - можно более-менее спрогнозировать, когда что успеем сделать.
- Итак, как ты теперь будешь определять, что вовремя, а что нет?
- Если установленные сроки реальные - то по ним, а если нет - то по оценке, когда реально успеем.
- А где, когда и с кем ты бы хотел этого?
- Понятно - работа, в рабочее время и с коллегами. При чём только с теми, которые имеют отношение к задаче.
[проверка экологии]
- Давай подумаем об экологии. Если ли что-то, что ты потеряешь, если достигнешь этой цели? И можно ли это как-то компенсировать?
- Я думаю, если я буду слишком активно мотивировать коллег, я им разонравлюсь. Так что мотивацию стоит сделать менее назойливой. Наверно всё, что я могу потерять.
- И большие будут потери?
- Небольшие, но выигрыш намного больше.
- Хорошо. Я попрошу тебя слегка подправить твой 4-D фильм о цели с учётом того, что мы только что говорили.
- Да, поправил. В этом фильме коллеги стали более дружелюбными. А я стал более спокоен.
[подходящий размер цели]
- А размер цели тебе подходит? Может стоит его сделать поменьше и разбить на подцели? Или укрупнить?
- Удобно было бы разбить на две части: мотивировать коллег и самому следовать срокам. А всё вместе даст как раз «делать дела вовремя».
[есть ли нужны ресурсы]
- А какие ресурсы тебе нужны для достижения этой цели?
- Для того, чтобы самому следовать срокам мне нужны усидчивость, дисциплина и умение следовать планам. А для мотивации коллег стоит научиться выбирать оптимальный уровень мотивации.
- И что из этих ресурсов у тебя уже есть?
- Практически всё. Правда, умение следовать планам нужно потренировать - я планам умею следовать, но больше только когда всё зависит от меня. А тут ещё другие люди участвуют. И с подбором уровня мотивации надо ещё. потренироваться.
[исследование препятствий]
- Какие препятствия могут возникнуть? И как ты можешь с ними разобраться?
- Коллеги могут начать сопротивляться - но здесь как раз надо научиться оптимально их мотивировать. Так же могу сам саботировать этот процесс - надо, кроме коллег, замотивировать и себя. Вроде всё.
[первый шаг]
- Какой будет твой первый шаг по достижению этой цели?
- Завтра приду на работу и буду реализовывать это всё - и свою дисциплину, и мотивацию коллег.
[подведение итогов]
- Отлично. Давай тогда резюмируем: как изменилась твоё представление о цели, твои впечатления.
- Цель стала более чёткой, понятной. И мотивация появилась её достигать.
- Можешь описать, как теперь для представляется цель?
- Я буду делать рабочие дела вовремя. При этом сроки я внутренне проверяю. Для достижения этой цели мне нужно научиться правильно мотивировать и себя, и коллег, связанных с задачей. А так же нужно стать более дисциплинированным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть комментарий, предложения, идеи? - Пишите.