Советы Покупателям, какую машину купить - выбираем привод

Вот и настало время, когда вы решили обзавестись еще одним членом семьи - автомобилем, И тут выясняется, что марок автомобилей столько... И одна лучше другой. Так что же покупать? Вообще-то новый, исправный автомобиль любой марки стоит того, чтобы его купить. При условии, что в дальнейшем вы не будете требовать от него того, для чего он не создавался. Покупая же подержанный автомобиль, вы, как правило, вместе с ним покупаете и букет его "болячек", которые впоследствии будут отравлять вашу жизнь. При этом выясняется, что для каждой марки автомобиля характерны свои "болячки" и одни дефекты сравнительно недорого и надежно исправляются во всех автомастерских, а за устранение других никто в вашем городе не берется. Чтобы помочь Вам в принятии окончательного решения по поводу покупки автомобиля, мы предлагаем вам ознакомиться с мнением об особенностях, достоинствах и недостатках наиболее популярных японских автомобилей, высказанным специалистами по ремонту этих автомобилей. Конечно, если вам вдруг приснилось, что вы едете по родной деревне на "Toyota Vista", и это оказалось любовью с первого взгляда, когда никакие убеждения вас не в силах поколебать, вы просто умрете, если не осуществите этот сон наяву, то нам остается только надеяться, что второй свой автомобиль вы будете покупать, уже внимательно прочитав то, что мы хотим вам предложить, и это поможет вам соотнести свои желания с действительностью.

Все автомобили можно условно разделить на 3 группы: переднеприводные, когда ведущими колесами, т.е. колесами, которые приводят автомобиль в движение, являются передние; заднеприводные, когда ведущими колесами являются задние и полноприводные - ведущие колеса и передние, и задние.

Переднеприводные легковые автомобили

легкая управляемость в экстремальных условиях: любой поворот, даже с "чайником" за рулем, переднеприводная машина пройдет гораздо уверенней и быстрее, чем заднеприводная (если, конечно, за рулем заднеприводной не сидит мастер автомобильного спорта), надо только надавить сильнее на педаль газа, и передние колеса "вытянут". На таком автомобиле вы сможете более уверено двигаться по снегу и гололеду: там, где пройдет "Nissan Bluebird" с одним пассажиром и обычной универсальной резиной, "Toyota Mark II" пройти не сможет, если не наденет "шиповку" и не положит в багажник бордюрный камень или крышку от канализационного люка (последнее, впрочем, наказуемо сотрудниками ГИБДД).

более высокая экономичность и "резвость", т.к. в основном у переднеприводных машин нет неэффективной гипоидной передачи, которая нагревает редуктор (задний мост) до 140°С (для нее даже масло специальное изготовили, по API называется GL-5, наш аналог - ТАД-17-И или ТМ5-18). Хотя некоторые фирмы для средненагруженных передач рекомендуют специальные масла уровня GL-4.

переднеприводные машины могут безболезненно "ползать" по дачным дорогам без риска погнуть кардан, так как его просто нет, или разбить поддон коробки передач, так как он расположен впереди, возле передних колес.

у переднеприводных автомобилей до неприличия большой багажник, ведь заднего же моста нет.

меньше шум в салоне, потому что под салоном ничего, вроде карданного вала, не вращается.

под капотом обычно все "упаковано" так, что при ремонте разбирать двигатель можно только "послойно".

использование в приводе шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) с их легкоранимыми пыльниками не повышает надежности все го автомобиля. "Привода" - слабое место переднеприводных машин, но надо заметить, что еще ни один "привод" не "захрустел", если у него целый пыльник; порвался пыльник - ждите "хруста".

Переднеприводный автомобиль с полной загрузкой ведет себя на дороге хуже, чем заднеприводный: процент нагрузки на передние колеса и, следовательно, сцепление с дорогой, снижаются. У пустого автомобиля передние колеса держат около 60 % веса автомобиля, с пассажирами - только 50 %, а если загрузить и багажник, то и того меньше. Три мешка картошки в багажник - и на заснеженном подъеме вы не тронетесь. Из всего вышесказанного следует, что переднеприводные машины очень хороши для водителей, не обладающих большим опытом вождения, которые при этом не собираются самостоятельно обслуживать свою машину и не предполагают систематически использовать ее для перевозки тяжелых грузов.

Заднеприводные легковые автомобили

У этих автомобилей, как уже говорилось, ведущими колесами служат задние - это так называемая "классическая схема". Все большие машины обычно являются заднеприводными. К этой же группе относятся все вариации (кроме "4 WD") "Toyota Mark II" и им подобные автомобили. Задний привод также имеют машины, претендующие на спортивность (обычно двухдверные) и почти все микрогрузовики (кроме "4 WD"). При всей своей "старомодности", заднеприводные машины незаменимы при перевозке грузов; другое дело, что в багажник того же "Mark-II" вам не удастся поместить много груза.

Задний привод даже при не очень мощном моторе позволяет проходить повороты с управляемым заносом, но в этом случае необходимо мастерство водителя. Заднеприводная "Toyota Trueno", например, может очень эффектно (с проворачиванием колес, с рысканьем всего автомобиля по дороге) тронуться с места, ясно - за рулем спортсмен. Но вряд ли эта машина разгонится до 100 км/час быстрее обычной переднеприводной "Toyota Corolla", при условии, что на обеих машинах стоят одинаковые двигатели (обычно это полуторалитровый двигатель серии "А"), хотя вторая машина может и не визжать резиной при трогании.

можно перевозить большой груз по скользкой дороге.

заднеприводные машины проще в ремонте.

незабываемые взгляды случайных прохожих, когда они видят, как вы, наслаждаясь мощностью мотора, проходите поворот с управляемым заносом.

малый объем багажника.

сложная управляемость и низкая проходимость на скользких дорогах.

эти машины ("Mark-II", "Crown") не для дачных дорог: очень легко можно пробить поддон двигателя (или автоматической коробки передач) или погнуть карданный вал.


Полноприводные легковые автомобили

Это самые сложные, самые "прожорливые" и самые дорогие автомобили. Ведущими колесами у них являются все четыре, но все не так просто. Существует несколько схем полного привода.

У большинства автомобилей "4 WD" ведущими служат задние колеса (это в основном все "джипообразные" машины), и тогда передние колеса подключаются только иногда, специальным рычагом, кнопкой или автоматически, после чего машина становится полноприводной. Эти машины обычно обозначаются просто "4 WD" (4 Wheel Drive) и обладают одним недостатком: при включении режима "4 WD" какие-то колеса должны пробуксовывать, т.е. терять сцепление с дорогой (в виду отсутствия межосевого дифференциала). Дело в том, что в каждый момент времени передние и задние колеса проходят разный путь (неровности дороги, повороты, да и диаметры колес из-за неравномерного износа хотя бы чуть-чуть отличаются), а связаны передние и задние колеса в этих автомобилях жестко. Поэтому часто можно наблюдать такую картину: на большой скорости по асфальту движется джип, вылетает на гололед, и вдруг, ни с того, ни с сего его заносит. Все ясно - включен режим "4 WD", и какие-то колеса этого автомобиля просто вынуждены чуть-чуть пробуксовывать, значит, терять сцепление с дорогой, восстановить которое на гололеде совсем не просто. Если включить "4 WD" на сухой дороге, то можно заметить, что второй мост и подключается не сразу, и выключается еще хуже. Это также связано с вынужденной пробуксовкой отдельных колес в режиме "4 WD". А поскольку дорога сухая, то вся трансмиссия, т.е. все карданные валы, приводы, шестерни в коробке передач и т.д. находятся под сильным напряжением, таким сильным, что выдернуть шестерню подключения второго моста очень трудно. Износ всей трансмиссии при этом очень большой.

Если на борту машины нанесена надпись "4 WD REAL TIME" или "4 WD AUTO", то второй мост подключается автоматически, при возникновении разницы угловых скоростей передних и задних колес

Надо заметить, что правое и левое колесо одного моста проходит разный путь в каждый отрезок времени, но для того, чтобы не было пробуксовки, внутри моста, в главной передаче, стоит специальный механизм, который и предотвращает эту пробуксовку. Этот механизм называется межколесным дифференциалом. Все в нем хорошо, но вот попадает одно колесо на лед, и машина буксует, хотя второе колесо находится, допустим, на сухом асфальте. Все дело в том, что обычный дифференциал передает момент только на то колесо, которое легче вращать, что, конечно, снижает вездеходные качества. Чтобы этого не происходило, в некоторых японских автомобилях применяется блокировка межколесного дифференциала или устанавливается дифференциал повышенного трения ("ММС Lancer", "Nissan Terrano").

Многие современные полноприводные машины несут на себе надпись "4 WD FULL TIME", это значит, что режим "4 WD" у них постоянный, потому что на них установлен еще один дифференциал - межосевой. На такой машине момент от двигателя передается на все колеса постоянно, никакой перегрузки трансмиссии, никакой пробуксовки на гололеде, великолепное "держание дороги" (повороты можно проходить на скорости большей, чем можно себе позволить даже на переднеприводной машине). Но если поставить такую машину передними колесами на лед, а задними на асфальт, то она, скорее всего, забуксует и с места не тронется. Чтобы этого не происходило, на таких машинах почти всегда предусмотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала. После ее включения машина превращается в обычный вездеход "4 WD" с его перегрузкой трансмиссии на сухой дороге и пробуксовкой колес на гололеде. На многих автомобилях блокировка межосевого дифференциала осуществляется автоматически: стоят или силиконовые муфты, или обычные диски, как в коробках-автоматах, которые давлением масла повышают трение в дифференциале, т.е. все то же, что встречается и в межколесных дифференциалах. Такой автомобиль, независимо от вашего опыта и умения, является действительно вездеходным. Конечно, этот вездеход гораздо дороже, "прожорливее" и сложнее в ремонте.

Известен случай, когда в раздаточную коробку микроавтобуса "4 WD" залили обычное трансмиссионное масло, и только когда коробка "навернулась", выяснили, что лить в нее надо было ATF ("Dexron-II", например), т.к. там находились те же напыленные диски, что и в автомате. Зато ехать на нем можно в любой снегопад, даже не обладая большим опытом вождения в тяжелых условиях.

Из всего вышесказанного следует, что не любой полноприводной автомобиль является действительно вездеходом, поэтому, заезжая на какую-нибудь заснеженную сопку, не обольщайтесь, думая, что у вас очень проходимая машина. А ведь в жертву этой вроде бы проходимости принесен и комфорт, и объем багажника, и динамичность, и экономичность. К тому же некоторые машины, которые, на первый взгляд, как будто "джипы", на самом деле таковыми не являются. Например, "Toyota RAV 4" не то, что бездорожье, наши дороги с трудом переносят. Но и именуются машины этого класса специалистами как "пляжные джипы", поскольку созданы они не для тяжелого бездорожья, а для "активного отдыха".

Из джипов чаще всего в ремонт попадают "ММС Pajero" и "Toyota Surf". Причем, "Pajero" с двигателями 4 D55 и 4 D56 в этом списке идут "с большим отрывом". Правда, можно предположить, что это связанно с большим количеством этих машин и недостатком средств для их качественного ремонта. Реже всего попадают в ремонт "Nissan Safari" и "Toyota Land Cruiser". Причем эти автомобили более раннего года выпуска в ремонт попадают даже реже, чем новые. Если говорить о последнем "массовом" джипе "Nissan Terrano", то его можно было бы назвать самым надежным, если бы не его самоблокирующийся задний мост. Эта автоматическая блокировка дифференциала при "умелой" езде быстро становится просто блокировкой, после чего еще быстрее возникают проблемы с автоматической коробкой передач. Из легковых полноприводных машин крепче всего, конечно, "Subaru Leone", за ним тут же идет "Toyota Carib". Остальные легковые машины будут, конечно, слабее, но не в смысле надежности, а в смысле способности ездить по газонам.

Следует отметить, что в полноприводных машинах, особенно в джипах, дефектов гораздо больше, чем в обычных машинах, а ведь и седаны, и джипы изготовлены одними и теми же фирмами. Это, видимо, объясняется тем, что джипами пользуются азартные люди, романтики, охотники и рыболовы. И если начало охотничьего сезона совпадает со временем очередного техобслуживания, то они, скорее всего, пожертвуют техобслуживанием. Какая смена масла, если красная рыба пошла ! К тому же мощный внедорожник так добавляет мужественности его водителю, когда тот катает свою спутницу по прибойной полосе на пляже. Поэтому почти у всех джипов в мостах и редукторах вода, передний мост включается с трудом, а в ступицах вместо смазки - грязь. Доводка "до ума" подержанного джипа требует больше усилий и энергии, чем доводка любого другого автомобиля, да и запчасти на джип стоят гораздо дороже.


Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

За рулем японского автомобиля.
Автор текста Сергей  Корниенко