Ремонт автомобиля: проверка герметичности системы охлаждения

 Фирменные руководства рекомендуют использовать специальную пробку с насосом и манометром. Но можно обойтись и без этого. Снимите трубку от расширительного бачка и, не сливая охлаждающую жидкость, через тройник подключите манометр. К другому концу тройника через трубку подсоедините насос, с его помощью создайте давление 0,9 кг/см2и пережмите трубку. Через обратный клапан воздух попадет в систему охлаждения, и там тоже будет давление 0,9 кг/см2. После этого насос можно убрать и закрыть капот автомобиля. Когда через несколько часов (можно на следующий день) вы снова откроете капот и посмотрите на манометр, давление по-прежнему должно быть 0,9 кг/см2. Если в системе охлаждения есть утечка, давление в ней снизится, что скажется и на показаниях манометра. 

Следует отметить, что перед проверкой двигатель должен быть холодным, иначе снижение давления в системе охлаждения будет обусловлено уменьшением объема охлаждающей жидкости, которое происходит при остывании двигателя. Эта проверка позволяет обнаружить даже очень маленькую утечку в системе охлаждения. Например, однажды обнаруженное нами в двигателе 1G-FE снижение давления за ночь на 0,2 кг/см2послужило поводом для снятия головки блока цилиндров, после чего сразу нашлась и трещина в прокладке – виновница незначительного, но систематического перегрева двигателя.

Течь печки автомобиля можно обнаружить по запотевшим стеклам и характерному запаху в салоне. Использовать для устранения течи различные добавки («антитечи») можно только в том случае, если вам надо доехать всего лишь до гаража (например, вернуться из командировки или отпуска), чтобы после этого заняться ремонтом и промывкой системы охлаждения. Собственно, для этого все «антитечи» и созданы, так что чудес от всех этих средств в красивых импортных упаковках не ждите. Самое большое чудо, которое они могут сотворить (но это может сделать и обычная горчица), – это забить радиаторы. Если не полностью забить, так существенно снизить их эффективность. 

Сколько раз уже такое было. Приходит машина, и владелец говорит: «Купил машину и несколько месяцев ездил на ней по городу. Все было нормально. А вчера поехал с друзьями за город, двигатель закипел. Остудили мы его и потихоньку вернулись обратно. Сегодня езжу, вроде все нормально». Открываешь пробку радиатора – картина одна и та же: тосол мутный, ничего не видно. Сливаешь из радиатора немного охлаждающей жидкости (язык не поворачивается назвать ее тосолом) и видишь, что все отверстия трубок уже наполовину забиты накипью. Берешь масляный щуп и пытаешься засунуть его в ближайшее отверстие, он входит наполовину и застревает, а ведь должен буквально пролетать по трубке, но она вся забита, и этого не происходит. Так о какой нормальной работе радиатора может быть разговор? Все это – следствие использования грязной охлаждающей жидкости, воды и различных «антитечей». И может быть, даже не нашим владельцем, а другим, в «предыдущей жизни» автомобиля.

К перегреву двигателя могут привести не только забитые внутри и снаружи радиаторы охлаждения, но и сгнившие лопасти помпы, заклиненный термостат и неработающий вентилятор. Все это вызывает перегрев двигателя. Однажды мы устранили перегрев двигателя только с помощью установки нового диффузора на вентилятор охлаждения радиатора взамен утерянного. А поскольку весь двигатель нагревается неравномерно, то всегда будет местное закипание охлаждающей жидкости. Образовавшийся при этом пар начнет выгонять тосол, его нехватка тут же вызовет еще больший нагрев, и пошло-поехало... Однако головку блока снимать не надо. Это потом, когда вы несколько месяцев поездите на систематически перегреваемом двигателе, головка блока цилиндров станет «домиком». И тут же разрушится ее прокладка. Однако это не самый грустный вариант развития событий. У дизельного двигателя в жесткой чугунной головке блока при перегреве очень вероятно появление трещин в перемычке между клапанными гнездами, под седлами клапанов (или еще где-нибудь).

Ремонт японского автомобиля

Автор текста: Сергей Корниенко