В центре координации находится самоуправление, в котором в той или иной степени участвуют все, приобретение квалификации ведется прежде всего посредством опыта (обучения на рабочем месте), главным рычагом воздействия на людей является "жесткая организационная культура". В это понятие вкладывается "запрограммированный коллективный разум" в отношении понимания ее миссии и целей, доминирующих ценностей (что хорошо, что плохо), согласия по поводу отношения к обязанностям, принятым стереотипам поведения, сложившимся шаблонам отношений между начальниками и подчиненными, коллегами, и в других подобных аспектов организации.
Такого рода парадигму можно отнести к "организационному идеализму" - феномену с одной стороны, японского (и вообще восточного) менеджмента, с другой - жизнеспособность малого, в частности, семейного бизнеса.
парадигма | система 1 | система 2 | система 3 | |
экономическая | организационная | гуманистическая | ||
административная | социальная | |||
роль человека | фактор производства | ресурс организации | главный субъект организации | |
место человека | элемент процесса труда | элемент формальной структуры | элемент социальной организации | член организации - семьи |
функция менеджмента | использование трудовых ресурсов | управление персоналом | управление человеческими ресурсами | управление человеческим существом |
содержание управления | организация труда и зарплаты | частичное управление "жизненным циклом" человека | комплексное управление человеческими ресурсами | самоуправление |
подразделение | отдел ОТИЗ | кадровая служба | служба управления человеческими ресурсами | вся организация |
главный рычаг | зарплата | полномочия и ответственность | мотивация | организационная культура |
стимулиро- вание | оплата рабочего времени | принцип "заслуг" | качество трудовой жизни | |
теоретическая основа | экономическая теория Тейлоризма | бюрократи- ческая теория организаций | постбюрокра- тическая теория организаций | социальная психология и философия японского менеджмента |
обучение | первичная подготовка | подготовка и повышение квалификации | развитие управляющий | обучение на рабочем месте |
современные примеры примене- ния | массовое производство, рутинная технология | средние и крупные фирмы обычных отраслей | средние и крупные фирмы высокотехноло- гичных отраслей | малое предпринима- тельство, фундамен- тальная наука |
Комментариев нет:
Отправить комментарий