Выборы мэра: стратегия избирательной кампании


1. Условия для проведения избирательной кампании

Выборы главы города состоятся в единый день голосования. Эти выборы пройдут в новых условиях: единая федеральная дата выборов, совпадающая с сезоном отпусков, отмена второго тура, что снимает ограничения по полученному проценту, новый подход к работе в избирательных комиссиях. Но помимо  юридических  условий прослеживается новая общественная тенденция - это нулевой интерес и отвращение населения к политике. Как одно из следствий этого - снижение явки избирателей на выборы, но, главное, это - отказ избирателями воспринимать политические процессы на рациональном уровне и  снижение их включенности (не открывают двери, не выходят на встречи, не читают и т.д.)


В этих условиях любая вброшенная  оппозиционная  эмоциональная повестка наоборот получает максимальное внимание и отклик у избирателя. В условиях выборов это означает, что помимо сторонников действующего мэра, которых по данным различных социологических исследований от 34 до 40%, оставшихся шестьдесят может "торкнуть" любая дурная мысль. И этот риск для будущих выборов наиболее высок, при чем он остается и в условиях занижения явки, так как на сегодняшний день нельзя гарантировать, что сверхнизкие явки будут работать однозначно в положительную сторону для основного кандидата и даже просчитать "корридор" явки невозможно.  
Более того, вторым принципиальным условием проведение избирательной кампании является задача удержание существующих положительных рейтингов и трендов поддержки всех уровней действующей власти. По данным ФОМ они составили:

Вопрос
Данные по округу
Данные по участку
Рейтинг пенсионеров
46
47
Рейтинг чиновников
43
40
Оценка жизни пенсионеров
Хорошо - 9 Плохо - 41
Хорошо - 44 Плохо - 20
Оценка жизни чиновников
Хорошо - 64 Плохо - 12
Хорошо - 34 Плохо - 28 


В связи с тем, что удержать эти  данные - одна из основных задач, основному кандидату нельзя строить избирательную кампанию на критике действующей власти, вышестоящих структур. Это может решить тактическую задачу - победа на выборах, но  будет провалено стратегическое развитие территории, кроме этого,  и оттолкнет существующих сторонников.  


Исходя из этих условий: снижение интереса, риски оппозиционной повестки и задача сохранения позитивных трендов, основой проведения избирательной кампании становится  управление повесткой, в которую  входит и задача задавать тренды и "корридоры" обсуждения. Наиболее яркий пример такой работы, это проведение выборов. Информационные поводы и тематические "вбросы" не позволили теме развиваться в негативную сторону и влиять на результат выборов.


2. Повестка выборов и позиционирование основного кандидата

Задача предлагаемой информационной повестки камуфлировать реальной деятельностью тему выборов. Для этого, предлагается утвердить закон: "О получении земельного участка жителями города на льготных условиях", при этом максимально расширив категории получающих землю  и презентуя его как возможность получение бесплатного участка для строительства жилья. Ключевой посыл: землю дадут бесплатно каждому желающему при условии сохранения существующей политической системы. Только совместными действиями Губернатор и мэр возможно доведение такого масштабного проекта до конца, только им совместно смогут это доверить. При этом, Губернатор тот кто получает землю у военных и отдает в распределение, он гарант законности, мэр тот кто будет создавать новую инфраструктуру и заниматься стройкой. Эти действия в долгосрочной перспективе дадут толчок развития города, помогут каждому горожанину  улучшить свое качество жизни.
Этот проект не имеет окончательных сроков, и тем самым не привязан к дате выборов, что позволяет расширять возможности дискуссии и не соотносится с конкретным результатом. Мэр удерживает эту тему, является основным комментатором, что делает его позиционирование шире чем у любого конкурента.


3. Телевизионный проект для управления повесткой

Для перехвата повестки и максимальной популяризации закона необходима новая форма презентации, расширяющая возможности действующих СМИ на территории. В настоящее время телевидение является максимальным по охвату аудитории и доверия к нему.  Поэтому форматом презентации и продвижения закона о земле должен стать телевизионный проект. Основной спикер проекта - действующей мэр, что позволяет увидеть его в новом ракурсе, до этого не известном горожанам. Это его площадка, которая помогает и обсудить, и учесть мнения горожан при подготовке и проведении закона. Широко доступный, открытый, с большим охватом аудитории проект будет эффективнее любой печатной агитационной продукции.


4. Мобилизационная структура

Помимо телевизионного проекта для популяризации закона создается информационная агентская сеть для непосредственной работы с избирателями.
В связи с тем, что основной агитационный период приходится на три летних месяца, необходимо отказаться от формата работы "от двери к двери", так как его невысокая эффективность в этот период станет равна нулю.
Единственное место присутствия людей - рабочие места, где они вынуждены находится, именно поэтому все взаимодействие должно перенестись в эти точки. Агент представитель структур, которые собирает заявки на получение земельного участка, проводит собрание с рассказом о законе, а по сути ведет базу сторонников, тех кто дал ему обратный сигнал в виде заявки. Таким образом, создается единый городской реестр стронников, который посредством программного обеспечения может быть отфильтрован и разбит на социальные группы  с возможностью доступа к контактам.
С этой наработанной базой параллельно ведется и агитационная работа по голосованию. Это и индивидуальные письма обращения и брошюры о выборах, и смс-рассылка, и обзвон в день выборов. По сути та же работа, что выполняют агитаторы, но с другой легендой и  более широкими возможностями контакта с людьми. Так как база сторонников собирается в течение двух месяцев, то потом возможно  проведение встреч как по месту жительства (куда приглашаются все кто заявился в этом районе), так и по социальным группам. Предмет встречи - это обсуждение реальности получения земельного участка и какие возможности дальнейшей работы с ним.  


5. Создание политического ландшафта и работа с повесткой выборов.

Тема выборов постепенно будет актуализироваться, и, как сказано выше, возможны появление неконтролируемых оппозиционных тем. В связи с  тем, что закрыть информационное поле совсем невозможно, оно должно превратится в "одесский шум".  Проблемные темы, сложные темы должны быть вброшены подконтрольно и обсуждены до того как с ними начнут работать конкуренты. Для создания фона понадобится вернуться и к старым темам. 


В деятельности это означает, что пять или шесть тем от различных кандидатов публикуются, обсуждаются. Таким образом создают фон для ключевой темы избирательной кампании. Для этого часть кандидатов подбирается и начинает работать в информационном пространстве в рамках "корридора" - возможностей и ограничений доступа к СМИ. Но темы, комментарии, их действия понятны и регламентируются, что не создает неконтролируемых угроз в рамках избирательной кампании основного кандидата.


6. Праймериз

В связи со снижением интереса к политике в целом, праймериз не должен создать угрозу для будущих выборов, т.е. не должен их подменять и укрепить мнение избирателей в отсутствии интриги и бессмысленность голосования на выборах. Поэтому праймериз должен пройти без активного информационного освещения. Сроки его проведения планируются из расчета одна площадка в неделю, т.е. пять площадок пройдут за  пять недель. Планируется  привлечение выборщиков от партии и народного фронта для максимального охвата и подтверждения легитимности праймериз для федерального центра. В то же время будет работать телевизионный проект, предполагающий зрителям голосовать в поддержку закона о земле. Таким образом, в процедуру предварительного голосования и поддержки основного кандидата будут включены не только непосредственно участники площадок, но и зрители. 


7. Этапы избирательной кампании и сроки

Этап
Месяц
Основные события
События в избирательной кампании
Подготовительный
первый
- утверждение сценария праймериз

- введение контр тем  в информационную повестку
второй

- первое чтение закона, комментарии к нему
- начало информационной кампании
- подготовка телевизионного проекта
- подготовка праймериз
Вход в избирательную кампанию
третий
- подготовка проекта предвыборной Программы
- проведение заседаний коллегиальных органов Партии соответствующего уровня по согласованию списков кандидатов
- проведение праймериз
-  телевизионный проект с презентацией  нового закона о земле
- второе чтение и принятие закона
- подготовка агентской сети для полевой работы
Агитационный этап
четвертый
- согласование предвыборной программы на ПГС 
- решение о назначении даты выборов 
- "ворота выдвижения"
- полевая работа - оформление заявок
- создание базы данных сторонников
- промо действия
- регистрация необходимых кандидатов
пятый
- утверждение ПГС протоколов конференций о выдвижении кандидатов на главу АЦ (в течение трех дней со дня предоставления протокола)
- подача документов необходимых для регистрации
Мобилизация
шестой
- начало предвыборной агитации в СМИ
- по решению ИКМО возможно досрочное голосование на судах
- массовые встречи
- территориальная агитационная  работа
седьмой
- последний день принятия решения судом по отмене регистрации кандидата

- мобилизация сторонников в день выборов
  

Кто ищет, тот всегда найдет