А на авторынке Владивостока Зеленый Угол уже авто не купить

Прошло 30 лет с тех пор, когда 25 сентября 1993 года во Владивостоке возник авторынок «Зеленый угол». Тогда промышленность Владивостока рухнула, так как финансирование военной индустрии прекратилось. Большое количество людей осталось без работы. Бюджет города не получал налогов от граждан и предприятий. Фактически, из Владивостока было изъято 70% денег, от которых город зависел. Нужно было искать решение, но строить что-то новое было нереально.

Появление "Зеленого угла" можно назвать одной из первых инициатив Виктора Черепкова, избранного мэра Владивостока в 1993 году. Позже он рассказывал: «Буквально на следующий день после моего избрания я узнал, что предыдущий мэр вместе с другими чиновниками оформил на себя участок земли на окраине города. А через несколько дней они пришли ко мне и попросили организовать туда автобусный маршрут. «Приватизаторы» собирались создать продуктово-товарный рынок. В автобусном маршруте отказал, зато дал совет – организовать на пустующем участке авторынок. За продуктами туда бы все равно никто не поехал: слишком далеко. А стимулировать торговлю машинами было необходимо».

Вначале торговля автомобилями велась на проспекте Столетия, но это место оказалось неудачным, так как стадион "Строитель" затапливало во время дождей. Поиск альтернативной локации привел к находке на улице Нейбута, в зеленой лесной зоне на окраине города - отсюда, вероятно, и происходит название рынка - "Зеленый угол". 

Вначале на "Зеленом углу" не было круглосуточных стоянок. Машины продавались только днем или только по выходным. К концу 1990-х годов люди начали объединяться, создавать огороженные территории, и появились круглосуточные торговые площадки. В течение многих лет бизнес, связанный с японскими автомобилями, приносил значительные дивиденды, и поэтому он был сильно криминализован. Продавцы подстраховывались у бандитов.

Изначально торговля проходила только по субботам и воскресеньям, так как содержание автомобиля на рынке было дорого - около 150-200 рублей в день, при курсе доллара 5-6 рублей такая цена была слишком высокой. После дня продаж автомобили перевозились на другие стоянки, где цена была в 3-4 раза меньше. Тем не менее, за выходные на "Зеленке" можно было без особых усилий продать 10-12 автомобилей. 

В конце 1990-х годов появились огороженные стоянки прямо на "Зеленке". Появилась возможность торговать в будние дни без перевозки автомобилей. Кстати, многие слова, которые сегодня распространены по всей России, такие как "метла", "литье", "полторашка", "весла", были придуманы "зеленщиками". Например, жители Приморского края называют "краун", а на Камчатке, Сахалине и в Хабаровске - "кроун".

За эти годы он пережил периодические спады и трансформации, но никогда не прекращал своей деятельности. И вот теперь "Зеленый Угол", на грани вымирания. Даже во время дефолта 1998 года, и во время событий 2008 года, никто не предполагал, что самый известный авторынок России столкнется с такой судьбой.

Несмотря на то, что в начале 2022 года был высокий спрос на автомобили, с каждым днем цены начали расти на 30-50 тысяч рублей. Покупатели пытались вложить свои накопления в автомобили, но, как оказалось, это было ошибкой. Буквально через месяц автомобильный рынок вернулся к своим прежним показателям, а цены снизились до уровней 2021 года. Сегодня спрос сильно упал и из-за курса валют, и из-за повышенным ставкам по кредитам, и из-за санкций японских властей на экспорт гибридных и больших автомобилей объемом двигателя более 1,9 литра. Внедорожники, грузовики, микроавтобусы все еще стоят на рынке, и их количество практически не сокращается. Продавцы уверены, что их товар всегда найдет своего покупателя - это лишь вопрос времени.

Автомобилисты Дальнего Востока и Сибири не проявляют особого уважения к китайскому или российскому автопрому. Именно поэтому японские автомобили сейчас продаются по высоким ценам, независимо от того, были они куплены сегодня или несколько лет назад. Каждый японский автомобиль теперь на вес золота. Все, что сейчас базируется на «Зеленом углу», рано или поздно раскупят, после чего Владивосток увидит, как умирает  авторынок "Зеленый Угол". Может быть навсегда, а может быть и нет - поживем, дождемся и увидим.

Борис Д. Яровой