Конкурентные технологии: Зачем китайскому автопрому российский рынок?

В 2023 году Китай занял первое место в мире по поставкам автомобилей за рубеж, отправив свыше миллиона автомобилей на экспорт только за первые четыре месяца. Существенную роль в достижении КНР мирового лидерства по этому направлению сыграл российский рынок. Бренды из Поднебесной с высокой скоростью заменяют в РФ ниши ушедших западных компаний. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы китайский автопром займёт до 70% отечественного рынка.

Введение санкций со стороны западных стран после начала СВО в Украине особенно сильно ударило по российскому авторынку. О временном закрытии локализованных производств и приостановках поставок продукции в РФ объявили многие автобренды мирового уровня. В частности, остановили работу заводы BMW, Renault, Hyundai, Toyota и Ford, а Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda и другие компании полностью прекратили поставку машин. Некоторые автопроизводители, такие как Mercedes-Benz и Volkswagen продали свой бизнес в стране, порой расставаясь со своими активами за символическую плату, как это сделали японские Nissan и Mazda, которые получили за свою собственность 1 евро.

Крупнейшие российские автопредприятия «Автотор», АвтоВАЗ и УАЗ вынужденно приостановили выпуск продукции из-за нехватки иностранных деталей и комплектующих. В результате введения санкций в марте 2022 года в стране простаивала почти половина предприятий по выпуску легковых и лёгких коммерческих автомобилей. В результате на рынке резко сократился ассортимент, выросли цены и снизились продажи. Освободившиеся ниши в производстве и экспортных поставках стали занимать китайские компании.

На калининградском заводе «Автотор», на котором до кризиса собирали BMW, KIA и Hyundai, стали производить сборку легковых Kaiyi, BAIC и SWM, а также ряда грузовиков из КНР. О расширении объявил завод Haval в Тульской области (принадлежит структуре Great Wall). Локализовать производство в РФ собралась компания Chery, которая обратила внимание на бывшие площади Volkswagen. А там, где раньше в Подмосковье собирали Mercedes теперь с конвейера сходят китайские премиум-автомобили Hongqi (Хунци).

Часть российских компаний решила продвигать уже известные покупателю торговые марки, взяв за основу китайские автомобили. Так, на бывшем предприятии Renault перезапустили «Москвич», неуловимо напоминающий китайский JAC. Новейшая Lada X-Cross 5 оказалась копией китайского FAW Bestune T77. Группа ГАЗ ищет «технологического партнёра» для такого же «перезапуска» «Волги», а АвтоВАЗ – для «Оки». Последняя компания также планирует начать сборку автомобилей трёх крупнейших китайских брендов на заводах в Санкт-Петербурге, Ижевске и Тольятти.

«Кто-то предрекал рынку долгую и очень затяжную рецессию, огромный спад, но по факту мы видим, что экономика России восстанавливается гораздо быстрее, чем ожидали, - говорит руководитель проекта «Русский мотоцикл» Владислав Давыденко, - сначала, в один из предыдущих кризисов, китайские автомобили появились, затем они закрепились на рынке, сейчас они начинают завоёвывать этот рынок и где-то даже подминать его под себя. Это объективный процесс и было лишь вопросом времени, когда он наберёт обороты. В данном случае кризис просто помог этому процессу, поэтому с рынком не будет ничего необычного, просто смотрите на то, что было раньше: мы смотрим на 2008 год, мы смотрим на 2014 год - темпы падения рынка будут примерно те же самые, а периоды восстановления будут примерно такими же».

В 2022 году общая доля китайских брендов в России выросла примерно с 10 до 45% (данные Ассоциации европейского бизнеса). А уже в первой половине 2023 года самыми популярными в стране автобрендами стали Haval, Geely, Changan, Great Wall, FAW (без учёта данных GAC и Chery). В 2022 Китай стал самым крупным импортёром легковых автомобилей в Россию, сообщала ФТС. Объёмы поставок год к году выросли на 40%, общее число ввезённых машин (вместе с грузовиками, автобусами разных типов и спецехникой) составило 117 тысяч. Количество автосалонов китайских брендов в РФ превысило тысячу, что составило примерно третью часть от всех работающих в стране дилерских центров.

Эксперты и участники рынка прогнозируют, что спрос на новые машины в России к 2025 году вырастет до 1,3-1,5 миллиона автомобилей, а к 2030 году увеличится ещё на 200 тысяч машин (информация Autonews со ссылкой на исследование В1). При этом в РФ будет продаваться до 450 тысяч китайских автомобилей в год, то есть уже через два года каждая третья продаваемая легковая машина в России будет китайской, в то время как в конце 2020 года бренды из КНР занимали не более 5% рынка.

«В августе на российском рынке был установлен рекорд продаж в 100 тыс. новых авто. Если экономическая ситуация останется стабильной и не будет существенных проблем в осуществлении платёжных транзакций и логистике, к концу года продажи автомобилей могут достигнуть 1 млн штук, - приводит данные  пресс-служба ГК АВТОДОМ. - До конца года доля китайских автомобилей на отечественном рынке вырастет, как минимум, до 60%. Точные показатели будут зависеть от экономической и политической обстановки, курса валют и доступности авто у дилеров».

По разным оценкам доля китайского автопрома на российском рынке в ближайшие годы составит от 40 до 70%. Причём в настоящее время тенденция такова, что торговля РФ с КНР набирает обороты, а с Евросоюзом, наоборот, снижается. За 8 месяцев 2023 года доля китайских автомобилей в российском импорте уже превысила 90% (данные ФТС). За это время объём поставок легковых автомобилей из Китая вырос втрое, в денежном выражении составив $4,6 млрд (или 326 тыс. штук), что почти на 550% выше, чем за аналогичный период 2022 года. И это при том, что дешевле 2 млн рублей новые китайские автомобили в России не продаются. «Появление на рынке новых авто ценой ниже 1,5 млн рублей возможно в случае локализации производства в России. Однако стоит отметить, что на текущий момент отечественные производители зависимы от параллельного импорта многих компонентов», - поясняют в ГК АВТОДОМ.

«Вне зависимости от санкционной политики коалиции западных стран, российский авторынок больше не вернётся к прежней структуре, - убеждён кандидат экономических наук Сергей Гатауллин. - Никакой реальной альтернативы китайскому автопрому ни в краткосрочном, ни среднесрочном горизонте прогнозирования не существует. И, даже если предположить одномоментную полную отмену всех введённых против нашего государства ограничений, что практически невероятно, то западные бренды не смогут вернуться, банально проиграв ценовую конкуренцию в большинстве сегментов российского авторынка. Возможна некоторая борьба за нишевый спрос, но в целом российский авторынок стал и будет оставаться китайским».

«При условии сохранения всех внешних ограничений китайские производители усилят своё присутствие в РФ. Они продолжают наращивать мощности, делая ставку на локализацию производства. В случае отмены внешних ограничений многие китайские бренды будут конкурировать с зарубежными производителями на равных», - добавили в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Экспансию китайской автопродукции ожидают и на других мировых рынках. К 2026 году поставки машин из КНР в Европу и США вырастут почти на 70%, пришли к выводу аналитики AlixPartners. А уже до конца этого года китайские производители вытеснят всех зарубежных конкурентов со своего «домашнего» рынка. С расчётом на дальнейшее расширение экспансии российский рынок представляет для китайского автобизнеса стратегическую важность, объясняет генеральный директор АО «Крымское производственное предприятие «Созвездие» Михаил Кузьмин: «Высокий спрос на транспортные средства из Китая характерен не только для России, Мексики или Бельгии. Покупатели во всём мире выбирают автомобили из КНР с учётом их привлекательной стоимости и конкурентного качества. Так, в Евросоюзе под влиянием Франции формируется новый жёсткий подход к китайскому автопрому. Европейские политики опасаются, что торговая политика Пекина будет представлять критическую угрозу для основных отраслей европейской экономики, в частности автомобилестроения. ЕС начал расследование китайских субсидий на электромобили, пытаясь предотвратить поток дешёвого импорта в регион. В начале сентября, заняв агрессивную позицию, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что мировой рынок переполнен дешёвыми китайскими автомобилями и что блок будет сопротивляться. <…> в прошлом году доля китайских брендов электромобилей в блоке составила 8%, а ведь именно за ними, как ожидается, будущее. Поскольку китайские модели примерно на 20% дешевле, чем европейские марки для самих европейцев, ожидается, что к 2025 году они будут занимать уже 15% рынка, если Евросоюз не предпримет никаких сдерживающих мер».

В Китае сосредоточено до 80% мировых мощностей по производству аккумуляторов и значительные запасы сырья для их производства, поэтому страна может производить недорогие электрокары и вытеснять конкурентов с помощью скидок. Если ЕС, как и намеревается, запретит автомобили с бензиновыми двигателями уже к 2035 году, у китайского бизнеса в распоряжении окажется крупнейший рынок, куда будет уже почти невозможно попасть. При этом к 2025 году китайские бренды могут занять почти пятую часть европейского рынка электромобилей, прогнозирует Transport & Environment. Ожидают обострения конкуренции с Китаем и в США особенно в сегменте электрокаров. На американском рынке китайские компании до сих пор не заявили о себе всерьёз.

Впрочем, по словам эксперта в онлайн-продажах легковых автомобилей Японии, Кореи и Китая Бориса Ярового у китайского автопрома есть свойственные только ему «хронические» недостатки: «В ближайшие годы авторынок России освоит продукцию китайского автопрома и выяснит, что эксплуатация китайских автомобилей эффективна в условиях России только в городах миллионниках. На остальной территории спрос на авто Китая будет падать, как из-за отсутствия ремонтной и сервисной базы, так и специфики самих авто Китая, ориентированных на тёплый климат и хорошие дороги. Поэтому с одной стороны будет возрастать срок эксплуатация уже находящихся в России автомобилей японских, корейских и европейских брендов. С другой – будет расти объём продаж этих брендов, поставляемых с вторичного рынка Китая. Российские фирмы и организации, переориентировавшиеся на сотрудничество с Китаем, начнут испытывать большие трудности, так как китайский менеджмент не имеет достаточного опыта в международно-распределённом управлении бизнесом, и он сильно не совпадает с тем иностранным менеджментом европейского уровня, к которому привыкли менеджеры из России».

Китайские автобренды не оставят попыток прочно закрепиться на европейском рынке. Если отечественные дилеры и автомобилисты уже серьёзно зависят от китайских поставщиков, то ситуация в ЕС и тем более США пока не так однозначна. В сложившихся реалиях Россия для китайского автобизнеса представляет интерес в качестве плацдарма для выхода на крупнейшие мировые рынки и намечающегося противостояния с могущественными европейскими и американскими автокорпорациями.

 Конкурентные технологии