68 разных признаков, симптомов, определений понятия «фашизм»

Не имея возможности найти «фашистский минимум», можно пойти другим путем и составить «фашистский максимум» признаков фашизма. Для этого возьмём список из шести наиболее развернутых работ, которые в наибольшем количественном выражение содержит определение различных признаков, симптомов и предпосылок фашизма. Вот эти работы:     

  • 1980 год. Книга «Фашизм: сравнение и определение» американского историка Стэнли Пейна.
  • 1995 год. Эссе «Вечный фашизм» итальянского писателя и философ Умберто Эко.
  • 1996 год. Работа «Сакрализация политики в фашистской Италии» итальянского историка Эмилио Джентиле.
  • 2003 год. Книга «Кто-нибудь о фашизме?» американского писателя Лоуренса В. Бритта.
  • 2004 год. Книга «Анатомия фашизма» американского историка Роберта Пакстона.
  • 2016 год. Исследование «В ад и обратно: Европа, 1914–1949» британского историка Яна Кершоу.


1980 год. Книга «Фашизм: сравнение и определение» американского историка Стэнли Пейна.

1. Приверженность идеалистической, виталистической и волюнтаристской философии, обычно предполагающая попытку реализовать новую современную, самостоятельную и светскую культуру.

2. Создание нового националистического авторитарного государства, не основанного на традиционных принципах или моделях.

3. Организация новой строго регулируемой, многоклассовой, интегрированной национальной экономической структуры, называемой ли она национальной корпоративистской, национал-социалистической или национальной синдикалистской.

4. Положительная оценка и использование или готовность к применению насилия и войны

5. Цель империи, расширение или радикальное изменение отношений нации с другими державами.

6. Антилиберализм

7. Антикоммунизм

8. Антиконсерватизм (хотя и с пониманием того, что фашистские группы были готовы вступать во временные союзы с другими секторами, чаще с правыми)

9. Попытка массовой мобилизации с милитаризацией политических отношений и стиля и с целью создания массовой однопартийной милиции.

10. Акцент на эстетической структуре встреч, символов и политической литургии с акцентом на эмоциональные и мистические аспекты.

11. Чрезвычайный акцент на мужском принципе и мужском доминировании, поддерживая при этом строго органический взгляд на общество.

12. Возвышение молодежи над другими этапами жизни, подчеркивание конфликта поколений, по крайней мере, в осуществлении первоначальной политической трансформации.

13. Специфическая склонность к авторитарному, харизматичному, личному стилю управления, независимо от того, является ли командование в какой-то степени изначально выборным


1995 год. Эссе «Вечный фашизм» итальянского писателя и философ Умберто Эко.

1. «Культ традиции», характеризующийся культурным синкретизмом, даже рискуя внутренним противоречием. Когда вся истина уже раскрыта традицией, не может произойти никакого нового учения, только дальнейшая интерпретация и уточнение.

2. «Отказ от модернизма», который рассматривает рационалистическое развитие западной культуры со времен Просвещения как сползание в разврат. Эко отличает это от отказа от поверхностного технического прогресса, поскольку многие фашистские режимы ссылаются на свой промышленный потенциал как на доказательство жизнеспособности своей системы.

3. «Культ действия ради действия», который диктует, что действие ценно само по себе и должно предприниматься без интеллектуальных размышлений. Это, говорит Эко, связано с антиинтеллектуализмом и иррационализмом и часто проявляется в нападках на современную культуру и науку.

4. «Несогласие — это измена» — фашизм обесценивает интеллектуальный дискурс и критическое рассуждение как барьеры для действия, а также из опасения, что такой анализ обнажит противоречия, заложенные в синкретической вере.

5. «Страх отличия», который фашизм стремится использовать и усугубить, часто в форме расизма или апелляции против иностранцев и иммигрантов.

6. «Обращение к разочарованному среднему классу», опасающемуся экономического давления со стороны требований и чаяний низших социальных групп.

7. «Зацикленность на сюжете» и раскрутка вражеской угрозы. Это часто сочетает призыв к ксенофобии со страхом предательства и саботажа со стороны маргинализированных групп, живущих в обществе (например, «страх» немецкой элиты перед бизнесом и благодеяниями еврейского населения 1930-х годов; см. Также антисемитизм). Эко также цитирует книгу Пэта Робертсона «Новый мировой порядок» как яркий пример одержимости сюжетом.

8. Фашистские общества риторически называли своих врагов «слишком сильными и слишком слабыми одновременно». С одной стороны, фашисты разыгрывают власть определенных элит, находящихся в опале, чтобы вызвать у своих последователей чувство недовольства и унижения. С другой стороны, фашистские лидеры указывают на упадок этих элит как на доказательство их абсолютной беспомощности перед подавляющей народной волей.

9. «Пацифизм — это торговля с врагом», потому что «жизнь — это постоянная война» — всегда должен быть враг, с которым нужно сражаться. И фашистская Германия при Гитлере, и Италия при Муссолини работали сначала над организацией и очисткой своих стран, а затем над созданием военных машин, которые они позже намеревались использовать и действительно использовали, несмотря на то что Германия находилась под ограничениями Версальского договора, запрещающими создавать вооруженные силы. Этот принцип ведет к фундаментальному противоречию внутри фашизма: несовместимости окончательного триумфа с вечной войной.

10. «Презрение к слабым», которое неудобно сочетается с шовинистическим народным элитаризмом, в котором каждый член общества превосходит аутсайдеров в силу принадлежности к своей группе. Эко видит в этих установках корень глубокого напряжения в фундаментально иерархической структуре фашистских политий, поскольку они побуждают лидеров презирать своих подчиненных, вплоть до высшего лидера, который презирает всю страну за то, что позволил ему обогнать ее путем сила.

11. «Каждого воспитывают, чтобы стать героем», что ведет к принятию культа смерти. Как замечает Эко, «[t] ур-фашистскому герою не терпится умереть. В своем нетерпении он чаще отправляет на смерть других людей».

12. «Мачизм», сублимирующий тяжелую работу перманентной войны и героизма в сексуальную сферу. Таким образом, фашисты придерживаются «как презрения к женщинам, так и нетерпимости и осуждения нестандартных сексуальных привычек, от целомудрия до гомосексуализма».

13. «Избирательный популизм» - люди, задуманные монолитно, имеют общую волю, отличную от точки зрения любого человека и превосходящую ее. Поскольку никакая масса людей никогда не может быть по-настоящему единодушной, вождь позиционирует себя как толкователь народной воли (хотя на самом деле он ее диктует). Фашисты используют эту концепцию, чтобы делегитимировать демократические институты, которые они обвиняют в том, что они «больше не представляют голос народа».

14. «Новояз» — фашизм использует и продвигает искаженный словарный запас, чтобы ограничить критические рассуждения.


1996 год. Работа «Сакрализация политики в фашистской Италии» итальянского историка Эмилио Джентиле.

1. Массовое движение с многоклассовым членством, в котором среди лидеров и активистов преобладают средние слои, в значительной степени новые для политической деятельности, организованные как партийное ополчение, которое основывает свою идентичность не на социальной иерархии или классовом происхождении, а на чувстве товарищества, считает себя облеченным миссией национального возрождения, считает себя находящимся в состоянии войны против политических противников и стремится завоевать монополию политической власти с помощью террора, парламентской политики и сделок с ведущими группами для создания нового режима что разрушает парламентскую демократию;

2. «Антиидеологическая» и прагматическая идеология, провозглашающая себя антиматериалистической, антииндивидуалистической, антилиберальной, антидемократической, антимарксистской, популистской и антикапиталистической по направлению, выражает себя более эстетически, чем теоретически посредством нового политического стиля и мифов, обряды и символы как мирская религия, предназначенная для аккультурации, социализации и интеграции веры масс с целью создания «нового человека»;

3. Культура, основанная на мистическом мышлении и трагическом и активистском смысле жизни, понимаемом как проявление воли к власти, на мифе о молодости как творце истории и на превознесении милитаризации политики как модели жизни и коллективная деятельность;

4. Тоталитарная концепция примата политики, задуманная как интегрирующий опыт осуществления слияния личности и масс в органическом и мистическом единстве нации как этнической и нравственной общности, принятия мер дискриминации и преследований тех, кто считаются находящимися вне этого сообщества либо как враги режима, либо как представители рас, считающихся низшими или иным образом опасными для целостности нации;

5. Гражданская этика, основанная на полной преданности национальному сообществу, на дисциплине, мужестве, товариществе и воинском духе;

6. Единая государственная партия, задачей которой является обеспечение вооруженной защиты режима, подбор его руководящих кадров и организация масс внутри государства в процессе постоянной мобилизации эмоций и веры;

7. Полицейский аппарат, который предотвращает, контролирует и подавляет инакомыслие и оппозицию, в том числе с помощью организованного террора;

8. Политическая система, организованная иерархией функций, названных сверху и увенчанных фигурой «лидера», облеченного сакральной харизмой, который командует, направляет и координирует деятельность партии и режима;

9. Корпоративная организация экономики, подавляющая свободу профсоюзов, расширяющая сферу государственного вмешательства и стремящаяся на принципах технократии и солидарности добиться сотрудничества «производственных секторов», находящихся под контролем режима, для достижения своих целей власти, но сохраняя при этом частную собственность и классовые разделения;

10. Внешняя политика, вдохновленная мифом о национальной мощи и величии, с целью империалистической экспансии.

2003 год. Книга «Кто-нибудь о фашизме?» американского писателя Лоуренса В. Бритта.

1. «Мощные и непрекращающиеся проявления национализма»

2. «Презрение к важности прав человека»

3. «Выявление врагов / козлов отпущения как объединяющей причины»

4. «Господство военного/алчного милитаризма»

5. «Разгул сексизма»

6. «Контролируемое СМИ»

7. «Одержимость национальной безопасностью»

8. «Религия и правящая элита связаны друг с другом»

9. «Сила корпораций защищена»

10. «Сила труда подавлена или устранена»

11. «Презрение и подавление интеллектуалов и искусства»

12. «Одержимость преступлением и наказанием»

13. «Разгул блата и коррупции»

14. «Фальсифицированные выборы»


2004 год. Книга «Анатомия фашизма» американского историка Роберта Пакстона.

1. Чувство подавляющего кризиса вне досягаемости любых традиционных решений;

2. Примат группы, по отношению к которой у человека есть обязанности выше всякого права, индивидуального или всеобщего, и подчинение ей отдельного человека;

3. Вера в то, что группа является жертвой, чувство, которое оправдывает любые действия, без юридических или моральных ограничений, против своих врагов, как внутренних, так и внешних;

4. Страх упадка группы под разрушительным воздействием индивидуалистического либерализма, классовых конфликтов и чуждых влияний;

5. Необходимость более тесной интеграции более чистого сообщества, если возможно, с согласия или, если необходимо, путем исключающего насилия;

6. Потребность во власти естественных вождей (всегда мужчин), достигающая кульминации в национальном вожде, который один способен воплотить историческую судьбу группы;

7. Превосходство инстинктов вождя над абстрактным и универсальным разумом;

8. Красота насилия и эффективность воли, когда они посвящены успеху группы;

9. Право избранного народа доминировать над другими без каких-либо ограничений со стороны человеческого или божественного закона, причем право определяется силой группы в дарвиновской борьбе.

2016 год. Исследование «В ад и обратно: Европа, 1914–1949» британского историка Яна Кершоу

1. Гипернационализм – на основе интегрированной нации, очищенной от влияния национальных меньшинств, «чужих» рас и других нежелательных элементов;

2. Расовая исключительность — хотя и не обязательно биологический расизм нацистов — очищенная нация позволила бы проявиться уникальным или превосходным качествам людей;

3. Полное уничтожение политических врагов — радикальными и насильственными средствами не только против марксистов, но и против демократов, либералов и аристократов;

4. Акцент на дисциплине, мужественности и милитаризме, связанный с авторитаризмом и использованием военизированных формирований.

5. Создание «нового человека» и нового общества – требующее полной приверженности населения ниспровержению существующего общественного порядка и построению национальной утопии, в «революции менталитетов, ценностей и воли».

6. Ирредентистские или империалистические цели – не всегда экспансионистские по своей природе;

7. Антикапитализм;

8. Корпоративизм - реорганизация национальной экономики по корпоративистскому принципу с ликвидацией профсоюзов и объединением экономических интересов, называемых «корпорациями» (т. е. промышленных и сельскохозяйственных рабочих, учителей и студентов, юристов и врачей, государственных служащих и т. д.), регулируемых государством.

Этот список содержит 68 позиций, некоторые из которых дублируются, некоторые противоречат друг другу, а некоторые недостаточно развернуты. Отсюда вытекает следующая задача «Теории антифашистского государства» - компиляция скорректированного списка признаков фашистского государства.