Сегодня, 22 августа Китай отмечает знаменательную дату: день рождение товарища Дэн Сяопина. Если по итогам второй мировой войны (II мировая - можем повторить или никогда больше?), товарищ Мао Дзедун сделал Китай по настоящему политически независимы государством, то именно тов. Дэн Сяопин положил конец голоду и нищете, создав в стране основы экономической независимости и будущего процветания.
В основе своих экономических реформ товарища Дэн Сяопина положил принцип «четырёх модернизаций» с разделением экономики на 4 сектора — оборонную промышленность, промышленное производство, сельское хозяйство и науку, так как каждый из этих секторов имеет свою специфику.
Оборонная промышленность определяется в своем состоянии путем сравнения с аналогичной промышленности у реальных или потенциальных противников. Не важно, какие латы у ваших рыцарей, если у противника пулемет.
Промышленное производство зависит от его потребителей. Именно потребительский спрос определяет цену и качество продукции. Только глупые люди мечтают о коне по цене суслика.
Сельское хозяйство определяется природно климатическими условиями в данном, конкретном регионе. Никакая мандала не дает рис в Тибете.
Наука, как и искусство не может создаваться по принуждению. Только свободная мысль способна создать открытия и шедевры. Раба можно заставить выкопать яму, но нельзя заставить придумать, как прогнозировать землетрясения.
Свои реформы тов. Дэн Сяопин проводил "снизу вверх", не мешая инициативе на местах. И если новаторская идея оказывалась эффективной, то ее тут же поддерживали и масштабировали на весь Китай. К сожалению, этот опыт не был по достоинству оценен в СССР, и когда начались Горбачевские реформы, то их проводить стали "сверху вниз", в результате чего СССР и не стало (Детям Брежнева - мы в какое время жили?)
В своей идеологии тов. Дэн Сяопин не придерживался идей "великого скачка", понимая, что общественное развитие нельзя ускорить по прихоти и желанию руководителя, даже самого высшего уровня. Общество всегда развивается по определенным законам. Во время встречи с премьер-министром Японии Охира Масаёси в 1979 году тов. Дэн Сяопин сказал, что Китай будет строить среднезажиточное общество, как промежуточный этап между разрешением проблемы питания и одежды для всего населения и созданием массового среднего класса. Составной частью такой концепции являлся тезис о том, что экономический рост должен быть сбалансирован с иногда противоречащими ему идеями социального равенства и защиты окружающей среды. Говоря иначе, тов. Ден Сяопин решал задачу перехода Китая из состояния хаоса "Культурной революции" к стадии " вэньбао". Решал и решил
溷乱 (hunluan) – перепутывать, беспорядок, хаос, смятение, паника, война
文寶 (вэньбао) - состоятельность как отсутствие голода и нищеты.
小康 (сяокан) – мир как отсутствие войны, состоятельность как отсутствие бедности, стабильность перед взлетом или падением.
大同 (датун)– великое единение, социальная гармония. Вот как трактуется золотой век датун в тексте книги «Ли цзи»
«Записки о правилах благопристойности»
«Трактат о правилах поведения»
«Записки о нормах поведения»
«Книга установлений»
«Книга ритуалов»
«Книга обрядов»
«Для управления Поднебесной избирались мудрые и способные люди.
Между людьми царили доверие и дружелюбие, поэтому люди считали близкими себе не только своих родителей и по-отечески относились не только к своим детям.
Престарелые могли спокойно доживать свой век, взрослые люди находили применение своим способностям, а малолетние получали возможность спокойно подрастать.
Все одинокие, вдовы, сироты, бездетные, калеки и больные были окружены заботой.
Мужчины выполняли свой долг, женщины обладали самостоятельностью. Богатства не выбрасывались понапрасну, также как оно не скапливалось у отдельных лиц.
Способности людей использовались полностью и не служили выгоде отдельных лиц.
Тогда не было предательства, лжи, интриг.
Не было грабежей, краж, смут и люди, уходя из дому, не запирали дверей.
Престарелые могли спокойно доживать свой век, взрослые люди находили применение своим способностям, а малолетние получали возможность спокойно подрастать.
Все одинокие, вдовы, сироты, бездетные, калеки и больные были окружены заботой.
Мужчины выполняли свой долг, женщины обладали самостоятельностью. Богатства не выбрасывались понапрасну, также как оно не скапливалось у отдельных лиц.
Способности людей использовались полностью и не служили выгоде отдельных лиц.
Тогда не было предательства, лжи, интриг.
Не было грабежей, краж, смут и люди, уходя из дому, не запирали дверей.