Думаете какой кроссовер купить? - Обзор корейских и японских компактных кроссоверов

Преимущества компактных кроссоверов очевидны. Имея полный привод и высокий клиренс, они словно специально созданы для российских условий. Грязь, снег, скользкая дорога – для них не препятствие. А компактные размеры и довольно высокий уровень комфорта делают их незаменимыми в городе.

Конечно, за дополнительные удобства приходится платить. Как правило, кроссоверы стоят заметно дороже соплатформенных моделей гольф-класса. Сохраняется подобная тенденция и на вторичном рынке, поскольку из-за высокого спроса легкие полноприводники достаточно медленно теряют в цене. Зато за несколько лет эксплуатации они при подобающем уходе остаются в неплохом техническом состоянии. Да и в содержании не столь дороги. Ведь большинство из них унифицированы по многим деталям с более доступными моделями.
Встречаем: “Nissan Qashqai”, “Toyota RAV4”, “Honda CR-V”, “Suzuki Grand Vitara”, “Hyundai Tucson” и “Kia Sportage”.



“Honda CR-V”

Производство – c 2007 по 2012 г. (рестайлинг – 2010 г.)
У “CRV” привлекательный дизайн. Но за внешним лоском скрываются недостатки. Например, платой за стильную ниспадающую верхнюю оконную линию стали широкие задние стойки, создающие обширные мертвые зоны.
У многих подержанных машин капот и крылья буквально усыпаны сколами и царапинами. Основная причина – слабое лакокрасочное покрытие, которое повреждается даже от мелких камней.
Заглянув в багажник, не удивляйтесь, если обнаружите там последствия небольшого затопления. На многих машинах пятая дверь со временем теряла герметичность и в непогоду пропускала воду.
На “CRV” надо сторониться даже легкого бездорожья. Хитроумная конструкция полноприводной трансмиссии отличается редкостной задумчивостью. Пока подключаются задние колеса, передние успевают закопаться...
Моторы.
Выбор двигателей для “CRV” был невелик. На нашем рынке предлагались лишь две версии с бензиновыми моторами объемом 2 и 2,4 л мощностью 150 л.с. и 166 л.с. соответственно.
Трансмиссия.
Машина с базовым мотором комплектуется как шестиступенчатой механической коробкой, так и “автоматом”. Топовый двигатель работает в паре только с пятидиапазонной АКПП.
В штатном режиме “CRV” – переднеприводный автомобиль. Задняя ось подключается с помощью фрикционной муфты с гидравлическим управлением. На скользких покрытиях при незначительной пробуксовке передних колес сначала создается небольшой преднатяг в приводе, и на задние колеса подается до 35% крутящего момента. При интенсивной пробуксовке муфта блокируется, передавая назад до 50% тяги.
Салон и комплектация.
Внутри “CRV” выглядит более консервативным, чем снаружи. Хотя и здесь нашлось место нестандартным решениям. Например ручник имеет Гобразную форму. Выглядит оригинально, но пользоваться им не очень удобно. Также эффектно смотрится дорогой с виду, но совершенно неизносостойкий пластик. Царапины на нем может оставить даже небрежно брошенный ключ...
“CRV” – самый крупный автомобиль в нашем обзоре, поэтому и салон у него самый просторный. По объему багажника (524 л) “Honda” тоже среди лидеров. В базовое оснащение входили АБС, шесть подушек безопасности, электропакет и кондиционер. А вот музыка была опцией. В стандартном оснащении присутствовали  лишь четыре динамика.
Михаил Астафьев, мастер слесарного цеха технического центра “Эвис Моторс”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

– Двухлитровый мотор “CR-V”, который наиболее популярен на нашем рынке, каждые 45.000 пробега требует регулировки клапанов газораспределительного механизма.
Многие владельцы после окончания гарантийного срока обслуживания забывают об этом, что приводит к износу выпускного распредвала, и мотор начинает так сказать “подтраивать”. Его замена обойдется минимум в 35.000 рублей.
Если же запустить неисправность, то дело может дойти и до более серьезного ремонта мотора. В таком случае владельцу придется раскошелиться на в несколько раз большую сумму.
Подвеска на “CR-V”, как и на многих других “Honda”, довольно нежная. У некоторых водителей, ездящих не очень аккуратно, к пробегу в 50.000-60.000 км начинаются первые проблемы. Сначала, как правило, выходят из строя задние стойки стабилизатора. Их замена может обойтись порядка 12.000-14.000 рублей.
Ближе к пробегу в 120.000-140.000 км начинают течь амортизаторы. Ремонтировать их невозможно, поэтому надо заменять в сборе, что обойдется в 12.500 рублей для передних и 10.000-11.000 рублей – для задних.
Среди других деталей, которые можно отнести к расходникам, следует упомянуть сайлент-блоки передней и задней подвесок. Они требуют замены к пробегу от 80.000 до 100.000 км.
Также нередко раньше времени выходят из строя сайлент-блоки подрамника двигателя.

“Toyota RAV4”

Производство – с 2006 г. по н.в. (рестайлинг – 2009 г.)
ТРЕТЬЕ поколение “RAV4”, как и его предшественник, отличалось прежде всего хорошей управляемостью, в жертву которой принесли комфорт. Излишне жесткая подвеска изрядно потряхивала пассажиров даже на относительно ровном асфальте.
А на плохой дороге пассажирам досаждала не только тряска, но и шум в задней части салона. Массивная и тяжелая пятая дверь, открывающаяся вбок, довольно быстро проседала и на кочках издавала неприятный скрип.
Отдельного упоминания заслуживает четырехступенчатый “автомат”. Уже на момент дебюта “RAV4” он был порядком устаревшим. Поэтому на ходу не отличается быстротой работы, а при рваной езде по пробкам заметно дергает машину.
Моторы.
Базовым у “RAV4” был бензиновый мотор мощностью 152 л.с. После рестайлинга на рынке появилась и удлиненная версия с двигателем объемом 2,4 л мощностью 170 л.с.
Трансмиссия.
 На автомобили с двухлитровым агрегатом могли устанавливаться как пятиступенчатая “механика”, так и четырехступенчатая АКПП. В большинстве случаев “RAV4” – чисто переднеприводный автомобиль. И лишь при проскальзывании ведущих колес им на помощь приходят задние. Но на них передается не более 45% крутящего момента.
Можно также нажатием кнопки принудительно заблокировать фрикционную муфту, выполняющую роль межосевого дифференциала. В этом случае пропорция 55/45 остается неизменной. Только скорость движения не должна превышать 40 км/ч. Иначе блокировка автоматически отключается.
Салон и комплектация.
 Интерьер у “RAV4” стильный и модный. Но на материалах, из которых исполнена передняя панель, явно сэкономили. Окажись вы в салоне японского кроссовера летом, непременно услышите скрип, так как жесткий и скользкий пластик расширяется при нагреве.
Минусы проявляются и в холода. Изза неравномерного прогрева салона нередко может возникнуть ситуация, когда на водительском месте уже тепло, а на задний ряд все еще поступает холодный воздух.
Запас пространства в салоне даже стандартной версии “RAV4” вполне достаточный, не говоря уже про удлиненный вариант. В стандартную комплектацию “RАV4” входили АБС, шесть подушек безопасности, электропакет, кондиционер и аудиосистема.
Александр Болдин, мастер-приемщик технического центра “ДжапАвто”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

– Основную неприятность может доставить цепь ГРМ двухлитрового мотора, регламентная замена которой проводится на 150.000 км. Многие владельцы забывают об этом, что приводит к серьезным последствиям. Цепь растягивается, начинает соскальзывать со звездочек и вызывает сбой в работе ГРМ, в частности деформацию клапанов. Такой ремонт может обойтись в 70.000 рублей. Этот мотор также отличается довольно высоким расходом масла. И очень важно не допустить падения его уровня ниже минимума. В таком случае последствия могут быть и хуже, вплоть до капитального ремонта двигателя.
К пробегу в 90.000-100.000 км начинают требовать замены элементы подвесок: втулки, сальники, сайлент-блоки и резиновые уплотнители. Но это скорее можно отнести к так называемым расходникам.
На машинах с механической коробкой примерно к 100.000-120.000 км пробега свой ресурс отрабатывает сцепление. Его замена обойдется владельцу порядка 20.000-22.000 рублей.
Зачастую выходят из строя и амортизаторы. Вообще-то их ресурс довольно велик, но неисправность часто возникает из-за беспечности водителей, когда они на непрогретой машине попадают в ямы или съезжают в высокого бордюра. От ударных нагрузок демпферы начинают течь, а впоследствии и стучать. Чаще такая неприятность встречается на передней оси. И замена пары может обойтись в 23.000-24.000 рублей.

“Nissan Qashqai”

Производство – с 2006 г. по н.в. (рестайлинг – 2010 г.)
ЕСЛИ во время пробной поездки на “Qashqai” услышите стуки – не пугайтесь. Это вовсе не значит, что машина неисправна. Просто в борьбе за легковую управляемость инженеры сделали подвеску кроссовера настолько короткоходной, что она срабатывала в буферы даже на небольших неровностях.
Из-за слабой звукоизоляции моторного отсека в салоне довольно шумно, да и шелест шин проникает. Особенно досаждает шум двигателя на машинах с вариатором, где передачи переключаются при высоких оборотах мотора.
Отчасти эти недостатки были устранены при обновлении машины, а вот что осталось неизменным – неудачная конструкция задней двери. При ее закрытии постоянно пачкаешь руки.
Моторы.
 На российском рынке для “Qashqai” предлагались два двигателя – рядные бензиновые “четверки” объемом 1,6 и 2 л. Младший мотор с отдачей в 115 л.с. был дешев, но откровенно слаб для тяжелого кроссовера, а вот 140 “лошадей” двухлитрового агрегата, по отзывам владельцев, были в самый раз.
Трансмиссия.
В стандартном оснащении кроссовер комплектовался шестиступенчатой “механикой”, а за доплату устанавливался вариатор.
Конструктивно полный привод здесь схож со старшей по рангу моделью “XTrail” и имеет управляющий контроллер, который позволяет выбирать один из трех режимов движения – на переднем приводе, с автоматическим подключением задних колес и заблокированной передачей крутящего момента между осями. Он предлагался как опция, и до рестайлинга трансмиссия “4х4” была доступна только на двухлитровых версиях.
Салон и комплектация.
В “Qashqai”посадка экипажа по-легковому низкая. Водителю и переднему пассажиру вполне удобно вне зависимости от их комплекции. А вот сзади из-за компактных размеров очень тесно. Пространства не хватает как в плечах, так и для ног. Да и крыша здесь низкая и нависает прямо над головой.
После нескольких лет эксплуатации заметно теряет лоск отделка салона, поэтому довольно легко царапается. К тому же на многих машинах со временем из-за деформаций начинали греметь детали передней панели.
Осматривая интерьер дорогих версий “Qashqai”, не стоит удивляться потрескавшейся коже. Она начинала расслаиваться от жары.
Багажник у “Nissan” самый маленький в обзоре – всего 352 л. К тому же у него слишком узкий проем, а в самом отсеке никаких приспособлений для фиксации грузов не предусмотрено.
В базовое оснащение кроссовера входили кондиционер, электропакет, аудиосистема, шесть подушек безопасности и АБС.
Павел Полянский, главный инженер техцентра “Автоглобус”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

– У многих “Qashqai” встречаются неисправности, связанные с сайлент-блоками подрамника двигателя. Они выходят из строя раньше, чем планировал производитель. При выборе автомобиля с пробегом более 60.000 км советую обратить внимание на этот узел. Обычно о дефекте говорит характерный щелчок, который слышен из-под капота при динамичном трогании с места. Сама деталь копеечная, однако работа по замене может оказаться довольно дорогостоящей.
У многих машин возникают проблемы с подвеской. Так как ходы у нее маленькие, стойки довольно часто срабатывают в буферы. Опять-таки сравнительно быстро приходят в непригодность сайлент-блоки (при пробегах от 50.000 до 60.000 км).
Еще один неприятный нюанс: младший в линейке мотор отличался повышенным расходом масла. Такой недуг чреват выходом из строя нейтрализатора системы выпуска. К тому же это может привести к появлению нагара на цилиндрах и свечах, который непременно приведет к нарушениям работы системы зажигания.
Также головной боли владельцу “Кашкая” может добавить сцепление, где чаще всего ломается выжимной подшипник. Так как он меняется в сборе с “корзиной” сцепления, то его замена обойдется довольно дорого – около 20.000 рублей.
Хромированные детали кузова через два-три года покрываются пузырьками или трещинами, сквозь которые виднеется ржавчина, – это общая беда “Qashqai”, прослуживших несколько лет в России.

“Suzuki Grand Vitara”

Производство – с 2005 г. по н.в. (рестайлинг – 2008 г.)
“GRAND VITARA” выпускалась в двух модификациях: трех- и пятидверной. Отличались они не только кузовом и размерами, но и техническим исполнением. По своему характеру это два совершенно разных автомобиля. Пятидверная модификация, по сути, является настоящим вездеходом, потому что в ее арсенале не только полный привод, но и пониженный ряд передач (очень редкая вещь для этого сегмента).
Трехдверная версия оснащалась лишь межосевым дифференциалом повышенного трения. Да и моторы были только четырехцилиндровые.
Но у этих машин есть и общие черты. Например, и там, и там задние стойки создавали немалые слепые зоны. А если прокатиться на “Suzuki” в мороз, то можно услышать стуки из-под капота. При низких температурах опоры двигателя замерзают, сжимаются и тот начинает задевать собственную защиту.
Моторы.
Линейка двигателей у “Grand Vitara” была довольно широкая, причем выбор зависел и от типа кузова. На трехдверки устанавливались четырехцилиндровые моторы объемом от 1,6 до 2,4 л. Для пятидверных кроссоверов базовым был двухлитровый силовой агрегат, а в топовых версиях предлагался и 3,2-литровый V6.
Трансмиссия.
Автомобили снабжались пятиступенчатой механической коробкой (для 1,6-литровой модификации лишь она одна и была доступна) либо четырех- и пятидиапазонными “автоматами”. Пятиступенчатая АКПП предлагалась только в паре с 3,2-литровым мотором.
Полным приводом оборудовались все версии“Grand Vitara”. У пятидверок для него предусмотрено три режима работы: езда по обычным дорогам, движение с блокировкой межосевого дифференциала и режим с включенной понижающей передачей. Трехдверные машины оснащались упрощенной однорежимной системой “4х4” с межосевым дифференциалом повышенного трения.
Салон и комплектация.
 
“Grand Vitara” проста внутри. Всюду звонкий и гулкий пластик. Он легко моется, но при этом не блещет износостойкостью, особенно сделанные под полированный металл детали.
Что касается простора на втором ряду, то в трехдверке очень тесно. Пятидверная модификация может похвастать большим запасом пространства, но спинка заднего дивана не регулируется.
Несмотря на крупные габариты, даже у пятидверной машины довольно маленький багажник – 399 л.
В базовом исполнении “Grand Vitara” имела АБС, подушки безопасности, электропакет, климат-контроль и аудиосистему.
Артем Паптин, мастер-консультант техцентра “Нордис”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

– Довольно неприятной особенностью “Grand Vitara” могут стать неисправности дифференциала повышенного трения, которые порой приводят даже к разрушению его металлических деталей. Чаще это происходит из-за утечки масла из картера, вызванной износом сальников. Реже – из-за потери смазывающих свойств масла, что, как правило, связано с экстремальными условиями эксплуатации машины (когда межсервисный пробег объективно сокращается, а владельцы проходят ТО по обычному графику). Дефект дает о себе знать гулом из-под задней части автомобиля.
Если после замены сальников и масла в редукторе шум остается, то нет сомнений, что неисправность в самом узле и его надо менять. Такой ремонт может обойтись дорого – до 40.000 рублей.
Слабо себя проявила и передняя подвеска. К пробегам 70.000-80.000 км обычно начинают требовать замены шаровые опоры и стойки стабилизатора.
Проблемы возникают и с электроникой. Зачастую они связаны с так называемыми лямбда-зондами (датчики, отслеживающие количество кислорода в выхлопе). Они выходят из строя раньше положенного срока при пробеге примерно в 30.000-40.000 км.
Что касается двигателей, то все они зарекомендовали себя как очень надежные. И при правильном техническом обслуживании не доставят проблем владельцу до серьезных пробегов, вплоть до 150.000-200.000 км.

“Hyundai Tucson”

Производство с 2004 по 2010 г. (рестайлинг – 2008 г.)
“TUCSON” вызывает ощущение крепкой, надежной машины, но и он не лишен недостатков. Стук в передней подвеске (чаще всего с правой стороны) – дело для владельцев этого кроссовера привычное. Источники глухого звука, который порой появлялся даже на маленьких пробегах, могут быть самыми разными: бракованные сайлент-блоки, стабилизаторы или неисправные амортизаторы.
На ходу некоторые “Tucson” могли гудеть из-за фрикционной муфты полного привода, электронное управление которой зачастую “глючило”. Из-за этого саму муфту подклинивало.
Немало проблем доставлял и “дворник” пятой двери, который плохо чистил стекло и довольно быстро выходил из строя.
Моторы.
 На выбор покупателям предлагались два бензиновых двигателя: двухлитровый четырехцилиндровый мощностью 142 л.с. или 175-сильный V6 объемом 2,7 л.
Была и дизельная модификация с двухлитровым турбомотором мощностью 112 л.с.
Трансмиссия.
Младшие моторы работают в паре как с пятиступенчатой механикой, так и “автоматом” с четырьмя передачами. Старший агрегат комплектовался исключительно АКПП.
 В обычных условиях движения кроссовер ведет себя как переднеприводная машина, а при пробуксовке ведущей пары колес фрикционная муфта перебрасывает до 50% тяги на заднюю ось. Ее можно подключать и принудительно (на скорости не выше 40 км/ч).
Салон и комплектация.
Обычно через несколько лет эксплуатации салон “Tucson” наполняют скрипы и “сверчки” передней панели. Наиболее болезненное место – стык с ветровым стеклом. Рано или поздно непременно начинали скрипеть обшивка багажника и подлокотник между передними креслами.
Посадка за рулем по-внедрожному вертикальная, но регулировок сиденья может хватить не всякому водителю. Например, педальный узел расположен так, что рослому человеку дотянуться до него и не упираться коленями в панель или руль крайне сложно.
Зато спинка заднего дивана регулируется по наклону и может быть полностью или частично сложена.
По объему багажника “Tucson” один из лидеров в классе – 644 л. К тому же он снабжался сеткой для фиксации мелких грузов.
На базовые версии кроссовера не устанавливалась штатная магнитола.  А так здесь было практически все для комфортной и безопасной жизни: АБС, подушки, электропакет и кондиционер.
Михаил Бардин, мастер слесарного цеха технического центра “Canyon”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

– Наиболее распространенная неисправность – выход из строя сайлент-блоков подрамника двигателя. Их на автомобиле четыре, и порой приходится заменять все, но в первую очередь нарекания вызывают два задних. Такой ремонт может обойтись в 8.000-10.000 рублей.
Двухлитровый двигатель довольно старой конструкции и имеет ряд особенностей. В частности, на нем нет гидрокомпенсаторов, поэтому зазоры клапанов приходится время от времени настраивать вручную с помощью регулировочных шайб. При выборе подержанного автомобиля с таким мотором не забудьте прислушаться к его работе. Помощь специалиста в этом вряд ли понадобится: если клапаны не отрегулированы, то даже неподготовленный человек услышит характерный звон. Но если запустить обслуживание этого мотора, то из строя непременно выйдет ГРМ. И такой ремонт может обойтись в 25.000-30.000 рублей.
Другая из часто встречающихся проблем – выход из строя заднего редуктора. Герметичность картера фрикционной муфты нередко нарушается, и в него попадает вода или грязь, что отнюдь не идет на пользу подшипнику. Этот дефект встречается и на машинах с небольшим пробегом. Неисправность нетрудно обнаружить при пробной поездке (надо прокатиться хотя бы пару километров) по характерному гулу подшипника. Так как обычно приходится менять всю деталь в сборе, то такой ремонт может оказаться довольно накладным – примерно 20.000-25.000 рублей.

“Kia Sportage”

Производство с 2004 по 2010 г. (рестайлинг – 2008 г.)
“SPORTAGE” делил платформу с родственным “Tucson”, характерные черты которого можно отнести и к этому кроссоверу.
Например, подвеска здесь, как и на “Tucsan”, может издавать стуки, совершенно не зависящие ни от пробега, ни от состояния машины. Схожие “глюки” случались и с системой полного привода.
Однако у ”Sportage” все же есть и отличительные черты. Так как кузов для него был спроектирован оригинальный, то он имеет свои особенности. Рано или поздно появлялся скрип и шум при открытии багажника. Причина была в петлях пятой двери, которые после нескольких холодных сезонов обычно выходили из строя. И даже те, что менялись по гарантии у официального дилера, рано или поздно снова приходили в негодность.
Моторы.
 Покупателям предлагались машины с двумя бензиновыми двигателями: двухлитровым четырехцилиндровым мощностью 140 л.с. или 175-сильным шестицилиндровым объемом 2,7 л.
Дизельный двухлитровый мотор был очень экономичен, но не пользовался спросом.
Трансмиссия.
Младшие двигатели работают в паре как с пятиступенчатой механикой, так и с “автоматом” на четыре передачи. Старший агрегат комплектовался исключительно АКПП.
Полный привод также схож с “Tucson”. В обычных условиях движения кроссовер ведет себя как переднеприводная машина, а при пробуксовке ведущей пары муфта перебрасывает 50% тяги на заднюю ось.
Салон и комплектация.
Кресла в “Sportage” имеют не самый удачный профиль, поэтому в дальних поездках спина водителя непременно устает.
Еще одна особенность многих машин – слабый механизм регулировки водительского сиденья по высоте. На дорестайлинговых автомобилях они попросту не удерживали вес седока и могли опуститься прямо во время езды.
А вот задним пассажирам в “Sportage” вполне комфортно. Пространства для ног хватает даже высоким людям, да и спинка дивана регулируется по наклону. По размеру багажника (свыше 600 л) этот автомобиль как и “Tucson” – один из лидеров в классе.
В стандартном оснащении “Sportage” наделен электроприводами стекол и зеркал, шестью подушками безопасности, АБС и климатической установкой.
Алексей Артемов, инженер по гарантии технического центра “Чехов-Авто”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

– Из наиболее массовых проблем “Sportage” можно выделить неисправность петель пятой двери, которые выдерживали лишь две-три российские зимы. Однако официальные дилеры заменяли эти детали по гарантии. Поэтому на многих подержанных машинах такой дефект может и не встретиться. Но если неисправность все же возникнет, то ремонт обойдется не очень дорого.
Еще одна известная “болячка” многих “Sportage” – выход из строя рычага регулировки по высоте сиденья, которое обычно заменяется в сборе. Обойдется это примерно в 4.000-4.500 рублей.
Нередко выходили из строя муфты полного привода. Из-за износа резиновых уплотнителей туда попадает грязь и вода. Но какой-либо ремонт здесь противопоказан. Обычно приходится менять всю деталь в сборе. И такая замена может стоить примерно 25.000-28.000 рублей.
Ближе к 100.000 км может начать стучать и течь рулевая рейка. Ее замена дорогостоящая, и такие случаи обычно бывают вызваны не очень аккуратной ездой некоторых водителей.
Также вне зависимости от пробега довольно часто у машин с дизельным мотором возникают неисправности форсунок из-за некачественного топлива на наших заправках. Эти детали редко поддаются ремонту и обычно требуют замены.

.