История Toyota Land Cruiser.



Поражение в войне, угроза захвата власти коммунистами, продовольственные карточки, инфляция… Кто бы мог подумать, к какой стране это когда-то относилось – а ведь все это было в Японии после Второй Мировой. В стране действовали оккупационные войска. И в таких условиях инженеры создавали автомобиль. Внедорожник. Машина, изначальное назначение которой никак не ассоциировалось с представительскими функциями. Имя этого автомобиля – Toyota Land Cruiser.

Япония была более чем заметно затронута итогами Второй Мировой войны. В 1946 году правительство заморозило все личные вклады населения и ввело карточки на многие виды товаров, в том числе и на продовольствие. Два года спустя американские власти решили поддержать Японию как страну с высоким экономическим потенциалом, но все-таки в первую очередь как плацдарм для возможных боевых действий. Постепенно инфляцию удалось остановить, но в вопросе поставок промышленных товаров страна Восходящего солнца продолжала зависеть от Соединенных Штатов. Одной из целей возрождающейся Японской экономики стало создание автомобиля, который не только пригодился бы на внутреннем рынке, но и стал бы неплохим товаром для американских войск. Действительно, во многих азиатских странах находились военные базы этой страны, а везти технику и оборудование с лейблом «Made in USA» через тысячи километров – крайне невыгодно. Таким образом, японские автопроизводители получили заказы на разработку компактных полноприводных грузовиков и машин других классов, но последним отдавалось меньшее предпочтение.

                                Toyota BJ 1953

Toyota BJКомпания Toyota, уже имевшая опыт создания машин совершенно разных классов, взялась за разработку пассажирского внедорожника. А так как самым распространенным в мире автомобилем этого класса был Willys MB / Ford GPW, японские инженеры взяли за основу именно его концепцию. В простонародье американские модели именовали «джипами», вот и восточные специалисты назвали машину Toyota Jeep. В основе модели, которая стала серийной в 1953, было шасси однотонного грузовика серии SB. Поэтому японский образец стал гораздо крупнее американского «родственника» (например, колесная база «Тойоты» была примерно на 200 мм больше, чем у «Виллиса»), несмотря на внешнюю схожесть. Рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель типа B объемом 3386 куб.см и мощностью 82 л.с. был сконструирован еще в 1937 и устанавливался даже на 4-тонных грузовиках. Тяги двигателя хватало с избытком, поэтому в раздаточной коробке первого внедорожника Toyota и не была предусмотрена понижающая передача.

Японские специалисты «отдали» внедорожнику рядную «шестерку» из-за отсутствия другого мотора, но при этом машина этого класса получила подобный двигатель впервые в мировой практике. Благодаря сочетанию модели Jeep с двигателем B автомобиль получил индекс BJ. В первый год производства автомобиля с конвейера сошли 298 экземпляров, большая часть из которых была направлена в Национальные силы полицейского резерва, Министерство лесного и сельского хозяйства, а также в ряд компаний энергетического сектора. Но в июне следующего, 1954 года, компания Toyota получила претензию от Willys Company по поводу нарушения прав на товарный знак. В итоге, технический директор японского концерна Ханджи Умекара придумал новое название, так Toyota Jeep BJ получил «имя» Land Cruiser.


                   Toyota Land Cruiser FJ42

Пятидесятые годы считаются эпохой неудержимого роста японской экономики, в том числе и автомобилестроения. Министерство международной торговли и промышленности объявило о необходимости создания японского народного автомобиля, в те же годы появился первый Toyota Crown. Сам концерн продолжал наращивать выпуск моделей совершенно разных классов и совершенствовать дилерскую сеть. Руководство компании приняло решение о создании новогоLand Cruiser, потенциально готового к экспорту. Так началась история «двадцатой» серии внедорожников. Следует отметить, что новая модель первоначально выпускалась параллельно со старой, утилитарной, поэтому разработчики своей главной задачей поставили создание гражданского внедорожника. В свою очередь, основной задачей автомобиля являлась «подготовка почвы» для экспорта легковых моделей Toyota. Главными конкурентами «Крузера» стали все тот же Willys MB и Land Rover (невольно напрашивается вопрос – не могли ли японцы при выборе нового бренда «опереться» на английское название?), а главным критерием в пользу азиатской машины явилась новизна. Выпуск джипа начался в августе 1955, по сравнению с армейским вариантом он стал более комфортабельным, а дизайн машины был более «мягким», с обилием плавных линий. Модель BJ25 сохраняла все тот же двигатель типа B, а вскоре ее вытеснила FJ25, оснащенная 4-цилиндровым бензиновым двигателем типа F, который имел объем 3878 куб.см и максимальную мощность в 105 л.с. Всего Land Cruiser второго поколения имел десять модификаций – от FJ20 до FJ29, существовало два варианта колесной базы – 2285 мм и 2430 мм. После снятия с конвейера чисто утилитарной машины, Национальное министерство полиции стало приобретать новые модели, а также специально для службы в силовых структурах был разработан неприхотливый и в то же время удобный для города Land Cruiser 4x2. Очень интересной модификацией стал универсал FJ35V с удлиненной до 2650 мм колесной базой, который понравился любителям выездов на природу.

Пожарная машина на базе Toyota Land Cruiser 50 Series

«Двадцатая» серия производилась вплоть до 1960 года, когда ей на смену пришла «сороковая». В нашем регионе Land Cruiser третьего поколения до сих пор не считается редкостью. На родине выпуск модели прекратился в 1984, а в Бразилии он производился до ноября 2001 года (южноамериканский филиал Toyota начал действовать в 1958, а его первой моделью стал уже знакомый нам FJ25). В сравнении с предыдущим поколением внедорожника, внешне машина изменилась мало, но технологии производства были усовершенствованы, благодаря чему объемы выпуска заметно увеличились. В трансмиссию FJ40 наконец-то добавили понижающую передачу, поэтому ходовые качества на бездорожье улучшились, что положительно сказалось на репутации внедорожников Toyota. Рычаг переключения передач разместили на американский манер – на рулевой колонке, теперь на переднем сиденье стало возможно ездить втроем. Первоначально выпускались четыре модификации: короткобазный FJ40 с мягкой крышей, FJ43 со средней базой (имелись и варианты с жестким верхом), а также фургон FJ45 с длинной базой и экспортный пикап на его основе. А нам прежде всего запомнился FJ40V с металлическим верхом и пластиковой панелью крыши. Его дополнительные стекла в задних углах и стали визитной карточкой Land Cruiser «сороковой» серии.

             Toyota Land Cruiser FJ55

В ходе производства постепенно менялась гамма двигателей – место бензинового F занял новый 2F объемом 4,2 л, а в 1974 году появился 4-цилиндровый дизель типа B рабочим объемом 3 л. Это было связано с изменившимися предпочтениями покупателей. Из-за возросшего спроса на «большие» универсалы в 1967 Toyota начала выпуск FJ55V вместо предлагавшегося ранее FJ45V, тем самым, получив большую долю рынка. Первоначально основными регионами сбыта нового универсала считались США и Австралия (в Штатах автомобиль получил прозвище Moose, то есть «лось»), но из-за фактического отсутствия комфортабельных и скоростных конкурентов FJ55V завоевал популярность по всему миру.

                      Toyota Land Cruiser 60 Series

По сути, «55-й» подготовил почву для новой легенды – Toyota Land Cruiser FJ60. Разработка последнего началась в 1967 году, и руководил ей главный конструктор концерна – Хироши Осава. Машина стала значительно больше, чем предшественник, это требовалось для конкуренции с американскими аналогами, но все-таки во главу угла ставился комфорт. Выпуск FJ60 начался в 1980, однако большей популярностью стал пользоваться BJ60, оснащавшийся более экологичным и в то же время неприхотливым дизельным двигателем. В октябре 1982 вышла обновленная версия внедорожника – Land Cruiser HJ60 – имевшая дизель типа 2H объемом 3980 куб.см, а также ряд приспособлений, повысивших комфорт – люк с электроприводом, зеркала с возможностью дистанционной настройки. Кроме этого, наряду с 5-ступенчатой «механикой» покупателям предлагался 4-ступенчатый «автомат». В те годы в Японии уже задумались об экологии, примером этому служит и гамма моторов для «Крузеров»: двигатель 3F, который появился в 1984, стал гораздо компактнее и производительнее своих предшественников, а в 1988 году этот мотор уже получил электронное управление (индекс сменили на 3F-E).

Рестайлинг «шестидесятого» провели в 1987 – две круглые фары заменили четырьмя квадратными, шины стали шире, наконец, полностью сменили гамму цветов, в которые окрашивались машины. Выпуск модели продолжался до 1989, когда ее заменила серия «80». Кажется, далее нужно рассказать именно об этом поколении Land Cruiser, но нет! Мы вернемся к другому модельному ряду.

             Toyota Land Cruiser Prado 70 Series

В ноябре 1984 последний представитель «сороковых» сошел с японского конвейера, и, несмотря на устойчивый спрос на комфортабельные и объемные Land Cruiser 60/62, был заменен моделью такого же класса. Раз уж «Крузер» создавался как машина утилитарная, то он был обязан иметь и версию с таким назначением. Продолжателем традиций стал BJ70, известный в наших краях как «Охотник». Именно продолжателем традиций, а не чем-то принципиально новым: он имел несущую раму лестничного типа, рессорную подвеску, «разделенные» капот и передние крылья, и многое другое. Базовую модель серии назвали BJ70, ей стал внедорожник с короткой базой и металлическим верхом, в то время, как у среднебазного BJ73 крыша была пластиковая. В 1985 году появился более динамичный автомобиль – LJ71G – оснащенный турбодизелем 2L-T и пружинной подвеской.

Машина, названная Land Cruiser II или Light Land Cruiser, пришлась по вкусу тем любителям активного отдыха и быстрой езды, которые не возили с собой громоздкое снаряжение или семью, то есть, тем, кому не нужен был «шестидесятый». В конце 80-х годов на пике популярности оказались более дорогие автомобили, с этим связан и ряд модернизаций «Охотника» – в январе 1990 сменили гамму моторов, теперь под капотами внедорожников «прописались» 5-цилиндровый бензиновый (1PZ) и 6-цилиндровый дизельный (1HZ) двигатели. В апреле того же года сменили дизайн интерьера, а самое главное, появилась 4-дверная версия и тремя рядами сидений, названнаяPrado. Внешне «Прадик» от «Охотника» можно отличить по иной решетке радиатора, отсутствию выступающих передних крыльев и более широкому капоту. В свою очередь, ориентированная на «другого» покупателя серия «70» также получила 4-дверную версию и более длинную базу. Но в мае 1996 года производство всей этой серии было свернуто, так комфорт одержал победу над внедорожными способностями. Далее речь пойдет именно о продолжателе «городской» серии –Toyota Land Cruiser 80.

Toyota Land Cruiser 100

«Шестидесятые» в основном использовались не для активного отдыха, а для езды по городу, именно в этом ключе и разрабатывался «восьмидесятый». Для Японии его дизайн стал настоящим прорывом в области строительства внедорожников – он имел отличную аэродинамику, выглядел как автомобиль бизнес-класса, созданный именно для мегаполисов. В то же время «начинка» машины являлась ярким примером собрания новейших технологий. Покупатель имел возможность выбрать один из трех типов двигателей – бензинового 3F-E, дизельного 1HZ и турбодизеля 1HD-T с прямым впрыском топлива. Подавляющее большинство внедорожников оснащалось постоянным полным приводом, в то время как существовали и модификации с возможностью отключения переднего моста. Межосевой дифференциал имел блокировку, включаемую кнопкой на передней панели (или автоматически при включении пониженной передачи), а в качестве опции предлагались блокировки межколесных дифференциалов. Значит, утверждение о том, что Land Cruiser 80 – городской автомобиль, а не настоящий внедорожник, не соответствует действительности. Вследствие подъема экономики в Японии большой популярностью пользовались наиболее дорогие версии VX Limited, а те, кто рассчитывал сэкономить на налогах, обычно приобретали автомобили с дизельными моторами.

В августе 1996 года в стандартную комплектацию всех Land Cruiser вошли ABS и подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. Постепенно менялась гамма моторов – на смену 3F-E пришел шестицилиндровый 1FZ-FE, а появление дизеля 1HD-FT связано с ужесточением норм экологической безопасности. «Восьмидесятый» появился в эпоху экономического подъема и продолжал оставаться на конвейере в эпоху спада. Несмотря на это, он никогда не терял объемов продаж и был заменен новой моделью на пике популярности.

Toyota Land Cruiser Prado 90

А мы вернемся к серии Land Cruiser Prado. Семейство «90» появилось в 1996 году и было позиционировано как главный конкурент Mitsubishi Pajero. Считается, что «Прадики» являются прямыми продолжателями «Охотников» в плане внедорожных характеристик, но из-за малых объемов двигателей и «городского» внешнего вида спрос на модель оказался гораздо меньше ожидаемого. В основе Prado второго поколения шасси Toyota 4Runner/HiLux Surf 185-й серии, эта машина является первым «Крузером» с независимой передней подвеской. Существовали 3- и 5-дверные автомобили, покупателю можно было выбрать один из двух двигателей – бензинового 5VZ-FE и дизельного 1KZ-TE с интеркулером.

В июне 1999 произошло обновление модели – внешне машины новых серий можно узнать по новой решетке радиатора и передней оптике, а внутри добавился ряд приспособлений, увеличивающих комфорт. К наиболее интересным относятся система автоматического контроля тяги – Active Traction Control, TRC – и система контроля за стабильностью – VSC. Ответом на вновь ужесточившиеся нормы экологической безопасности стал новый дизель 1KD-FTV, появившийся в июле 2000. Наличие полезных новинок сделало Land Cruiser Prado более динамичным и безопасным по сравнению с ранними сериями той же модели, благодаря им удачными стали продажи не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Кстати, «имя» Prado не использовали только в некоторых Европейских странах из-за возможной путаницы со швейцарским часовым брендом Rado.

А мы вернемся на десять лет назад, в январь 1998 года. Именно тогда серия «80» была заменена на Land Cruiser 100, еще более комфортабельный, более безопасный и более современный. Настоящими техническими шедеврами стали новые моторы – дизельный 1HD-FTE и бензиновый 2UZ-FE, они обладают прекрасным сочетанием высокой мощности, малого количества вредных выбросов в атмосферу и низкого расхода топлива. В отличие от предшественника, «сотый» имеет независимую переднюю подвеску и реечное рулевое управление. Оптимальные рабочие характеристики в зависимости от скорости движения и состояния дороги помогают получить пневмоподвеска TEMS и система гидравлической регулировки клиренса (AHC). Во всем мире Land Cruiser считается престижным, даже представительским автомобилем. Но в то же время немало людей используют его для езды по бездорожью. Специально для них был создан Land Cruiser 105 с зависимой передней подвеской, продолжатель традиций «восьмидесятого» самых простых комплектаций.

Toyota Land Cruiser Prado 120

Наконец, совсем недавно – в конце 2007 года – на смену «сотке» пришел Land Cruiser 200. Японские инженеры утверждают, что в нем воплощена концепция «скромности и мужественности», а сама машина стала гораздо крупнее предшественника. Но модель «200» – еще не история. Дальневосточники не могут считать историей и несколько предыдущих поколений легендарного внедорожника. Легендарного внедорожника с богатой историей. Да, за более чем 50 лет под названием Land Cruiser выпускалось огромное количество моделей и модификаций, совершенно разных по назначению и характеристикам, а ведь по современным представителям семейства этого не скажешь! «Крузер» у нас считается атрибутом политиков, бизнесменов, любителей внедорожного спорта и путешествий, то есть совершенно разных людей, но в любом случае, «Крузер» никогда не выйдет из разряда автомобилей культовых.

Toyota не прибила коврики - NASA USA не довольно

Многие люди, чей бизнес тем или иным образом связан с продукцией корпорацией Toyota, были весьма обеспокоены, когда Управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) обнаружило неполадки с электроникой в продукции компании. Тогда из-за этих проблем, Toyota пришлось отозвать с рынка порядка восьми миллионов моделей Aygo, iQ, Yaris, Auris, Corolla, Verso, Avensis и RAV4, выпущенных в период с 2005 по 2009 год. Корпорация лишилась $48,8 млн. Но главное, конечно, это удар по безукоризненному имиджу производителя Toyota, Lexus и Scion. Для выяснения причины непреднамеренного ускорения машин и залипания педалей газа, господин Акадо Тойота, Президент компании принял решение создать североамериканскую консультативную группу по качеству. Группа приступила к работе и спустя 14 месяцев опубликовала долгожданный доклад.

На 58 страницах нам представлена информация, созданная под руководством чиновника транспортного департамента США - Родни Слэтерома. "Мы попытались сказать то, что увидели" - гордо звучат слова господина Родни Слэтерому, как бы изначально предупреждая всех, о том, что представленная информация, это есть мнение независимых и не предвзятых экспертов. Автор этих строк, c 1997 года торгующий автомобилями Toyota, к не предвзятым не относится, однако экспертом в автобизнесе себя считает. В связи с этим и хочу поделиться своим ИМБО.

Первое, что бросается в глаза - это конечно графическое сопровождение доклада. Скажу сразу, мне так и не удалось понять глубокий смысл всех этих многочисленных изображений и их связь с имиджем или продукцией Toyota. Очевидно одно, в эпоху Интернета таких фотографий можно было сделать побольше, тогда бы и доклад получился потолще. Не на 58, а на 100, или даже на 200 страниц. Не менее впечатляет и список информационных источников на 7 страницах из 116 наименований. Сразу чувствуется весь колоссальный объем проделанной работы - три дня на один документ. Что же касается содержательной части, то качество полученной информации производит не менее глобальное впечатление, чем ее объем.


Во-первых, как выяснятся из доклада, Toyota мало внимание уделяла сотрудничеству с местными органами власти и управления США. То есть можно предположить, что если компания возьмет в каждом штате или округе на свое содержание одного-двух муниципальных служащих, то качество ее продукции сразу и безусловно усилится. Смею предположить, что руководству компании надо не останавливаться на местном уровне, а сразу перейти к финансированию избирательной компании будущего президента. Несомненно, что сумма в 50 - 100 млн. долларов моментально изменит структуру трения между американскими избирателями и японскими ковриками.

Во-вторых, как выяснилось, уважаемые эксперты, являются специалистами не только в безопасности, но в структуру корпоративного строительства и великолепно разбираются в принципах построения центров прибыли. Оказывается, сегодняшняя структура Toyota, разделенная на американском рынке на три подразделения: продажа, разработка и производство, это не есть самая эффективная модель. Американские эксперты выяснили, что концерн Toyota смог бы получить гораздо больше прибыли, если бы его руководители догадались объединить все эти подразделения в одну структуру. Эта очень свежая и инновационная мысль, несомненно, сделает революцию во всем мировом бизнесе. До сегодняшнего дня еще никогда, нигде и никому не удалось удержать компанию с численность более 16 человек, от профильного разделения по отделам. Однозначно, что идея по объединению R&D, производства и маркетинга будет весьма успешной и покончит, наконец, с главным заблуждением Адама Смита, гласящим, что "Капитализм победил благодаря разделению труда". Не нужно быть большим аналитиком, что бы предсказать в самое ближайшее время всплеск вакансий типа "Требуется специалист по коврикам с навыками токаря станочника 5 разряда для работы HR-ом в отделе IT обработки PR писем граждан, недовольных рекламой Toyota на сервисе Youtube".

И главное, из-за чего и для чего создавалась авторитетная комиссия: причина неисправностей. Она была обнаружена после проверки электроники Toyota специалистами НАСА. Нет, они то, как раз ничего не смогли найти ни в электронных компонентах, ни в программном обеспечении, хотя потратили на поиск неисправностей 10 месяцев. Как выяснилось, все оказалось проще и сложнее - дело в ковриках. А еще точнее, в их владельцах. Они не знали, что коврики не прибиты гвоздями к полу, и поэтому не совсем аккуратно двигали ногами. Теперь технологам японской корпорации предстоит подумать, что делать со стеклоподъемниками - а вдруг кто-нибудь засунет голову между дверей и ее там и оставит? По этой же причине нужно будет заварить капот, багажник и люк. Ну а дизайнерам компании придется разработать макет листовки, которую каждый водитель Toyota будет, выбегая, раздавать встречных пешеходам: "Это 70 Land Cruiser PradoToyota Cami, Mega Cruiser. это автомобиль, он не целует, он давит". 

Резюмирую, могу сказать, что многостраничный многомесячный доклад североамериканских специалистов оставил у меня однозначное впечатление - честность и непредвзятость оценки экспертов "made in USA", может сравнится только с их интеллектуальной мощью. Но я не теряю надежду, что господин Акадо Тойота помнить слова и заветы таких людей, как Тоёда Киитиро, Соитиро Хонда, Коносукэ Мацусита - людей, защитивших ценности Японии в эпоху перемен.

Книга "Почему "Тойота" лучше?" Майкл Н. Кеннеди - купить на OZON.ru книгу Product Development for the Lean EnterpriseКнига "Почему "Тойота" лучше?" Майкл Н. Кеннеди - купить на OZON.ru книгу Product Development for the Lean Enterprise

.