Продавцы подержанных автомобилей готовятся к осеннему повышению цен на 5–30%, сообщили «Известиям» сразу несколько сервисов, включая «Дром.ру», «Авто.ру Бизнес» и Likvi. По их мнению, так рынок отреагирует на увеличение тарифов утильсбора. Планы по увеличению тарифов Минпромторг анонсировал с 1 октября 2024 года, хотя постановление правительства пока не подписано. Как рассчитали аналитики площадок по продаже б/у автомобилей, рост стоимости будет аналогичным повышению цен на новые машины — а он напрямую зависит от тарифа утилизационного сбора. Но подержанные машины начнут дорожать не сразу, а с отсрочкой на несколько месяцев, отмечают эксперты.
Каким будет новый утильсбор
С 1 октября 2024 года планируется очередное повышение тарифов утильсбора — он был введен в 2012 году с целью уравнять ввозные пошлины, которые пришлось снизить с 30 до 25% после вступления России в ВТО. То есть 12 лет назад он составлял 5%. В 2014 году утилизационный сбор был введен и для машин локального производства, но компенсировался в конце года в виде промышленных субсидий. Согласно обязательствам России при вступлении в ВТО, пошлины должны были уменьшиться до 15% к 2020 году, что и произошло. Но утильсбор к этому году составил уже 15–20%.
Новое же повышение тарифов должно составить 70–85%. Согласно проекту постановления правительства, который разработал Минпромторг (был опубликован в июле 2024 года), с 1 октября утильсбор для машин с объемом двигателя от 2 до 3 л может составить 1 млн 562 тыс. рублей. Сейчас же тариф для таких автомобилей составляет 844 тыс. рублей. Проект постановления был доработан и прошел антикоррупционную экспертизу, он должен быть рассмотрен правительством.
Добавить красок: в Общественной палате обсудили индексацию утильсбора
Правительству предложили установить целевое использование средств утилизационного сбора
Согласно расчетам аналитиков агрегатора Likvi, с учетом средней стоимости нового автомобиля в России в 3,65 млн рублей доля утилизационного сбора в его стоимости составляет 10–30%. Теперь же с учетом растаможки общая цена вырастет на 10–30%.
— И с учетом того, что рост стоимости на новые автомобили, как правило, ведет к пропорциональному увеличению цен на вторичке с небольшим лагом по времени, мы ожидаем постепенный рост стоимости б/у автомобилей на 15–30%, — заявил CEO компании Александр Коротков.
Из-за активных продаж новых автомобилей постепенно увеличивается и выбор подержанных, и это в совокупности с повышением утильсбора и с ростом объемов импорта производит эффект замедления снижения цен на машины с пробегом, отметил директор по продажам и развитию «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин.
— И по нашим оценкам, сентябрь мы проживем в равновесном состоянии, но начиная с октября увидим рост цен на автомобили с пробегом, который может составить вплоть до 15%, — сказал он.
На сколько могут подорожать подержанные автомобили
В случае вступления в силу новых тарифов утильсбора с 1 октября 2024 года до конца первого квартала 2025 года или до середины второго квартала дилеры импортируемых брендов будут торговать машинами, завезенными до повышения утильсбора, полагает обозреватель автомобильного портала «Дром.ру» Сергей Арбузов.
— Затем еще месяц-два рынок новых авто будет привыкать к ценам. И лишь после повышением отреагирует вторичный рынок, — сказал эксперт.
При этом он уверен: рост цен, обусловленный новыми правилами начисления утильсбора, в сегменте бюджетных брендов даст прибавку только в 5–7%. Но на повышение стоимости может сыграть и еще ряд факторов — например, позиция дилеров.
— Что касается сегмента «люкс», то рост здесь может начаться раньше и дать более ощутимую прибавку — до 30% и даже больше, — сказал эксперт. ФАС и Минпромторг на момент выхода заметки не предоставили комментарии «Известиям» о том, разрабатываются ли меры для потенциального сдерживания повышения цен на подержанные автомобили, хотя и подтвердили получение запросов.
Расти большой: Минпромторг определился с размером утильсбора
К 2030 году он вырастет до 6,3 млн рублей на некоторые машины. Рынок вторичных автомобилей в России начал стремительно расти после пандемии 2020 года, когда официальные дилеры стали испытывать сложности с доставкой машин. Для зарубежных производителей, успевших локализовать производство, сохранялась проблема запчастей и расходных материалов. С середины 2021-го по вторую половину 2022 года, по данным аналитического агентства «Автостат», средняя стоимость авто с пробегом выросла на 61% и составила 1,2 млн рублей. К 2024 году ажиотаж спал, и, по данным «Авито Авто», за год цена машины на вторичке увеличилась всего на 2,6% по сравнению с ноябрем 2023-го.
— На рынок автомобилей с пробегом в первую очередь влияет доступность и цены на новые машины: он частично забирает спрос с подержанных авто в пользу новых. Этот фактор играет в пользу сдерживания роста цен на авто с пробегом: за последние полгода, по данным «Авто.ру», цены на них снизились на 6,5%, — отметил Даниил Шкурыгин.
Снижение роста спроса произошло в том числе из-за обилия китайских автобрендов на российском рынке. У некоторых из них получилось зарекомендовать себя за счет относительно низких цен в сравнении с привычными для россиян «немцами» и «японцами».
Зачем понадобилось увеличивать утильсбор
Как отмечается в пояснительной записке к постановлению правительства об индексации утильсбора, изменения предусмотрены только для тех видов техники, производство которой освоено на территории России. Поправки необходимы для долгосрочного планирования разработки, производства и оборота машин. Ставки на транспорт: доходы бюджета от утильсбора подскочили в 2,5 раза.
Что на это повлияло и при чем здесь рост цен на автомобили
Изменение тарифа направлено на увеличение доходов бюджета в сложных международных и экономических условиях, полагает руководитель отдела продаж и маркетинга «Мотор-Плейс» Максим Железняк.
— Ключевым фактором увеличения уровня локализации для импортных игроков служит гарантия возврата инвестиций, — подчеркнул он.
Рост утильсбора был изначально призван подтолкнуть новых автопроизводителей локализовать свои производства на территории России, но из-за стремительных изменений зарубежные бренды не успевают под них подстроиться, считает автоэксперт Иван Волин.
— Изначальный замысел заставить локализовать производство автомобилей в РФ вряд ли увенчается успехом — более чем за десятилетнюю историю производитель особо не напрягался, — полагает он. — В России остались заводы от покинувших рынок брендов, китайские производители возьмут в аренду пустующие мощности и наладят разрешенные к экспорту элементы своего автопрома. Согласно проекту постановления правительства, утильсбор будет повышаться ежегодно — до 2030 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий