Жить не по лжи! - ни в чём не поддерживать лжи сознательно!



Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесят, куда только не тянут нас!
  • И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; 
  • и укрепление дальних диких режимов;
  • и разжигание гражданских войн; 
  • и безрассудно вырастили Мао Цзе-дуна (на наши средства) — и нас же на него погонят, 
  • и придётся идти, куда денешься? 
  • и судят, кого хотят,
  • и здоровых загоняют в умалишённые 
— всё «они», а мы — бессильны.


Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физическая вот-вот запылает и сожжёт и нас, и

наших детей, — а мы по-прежнему всё улыбаемся трусливо и лепечем

косноязычно:

— А чем же мы помешаем? У нас нет сил.

Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших

предков, все возможности для потомков — только бы не расстроить своего

утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни

сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей

мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся), — мы только

боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от

стада, не сделать шага в одиночку — и вдруг оказаться без белых батонов,

без газовой колонки, без московской прописки.

Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно

жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не

выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чём? мы ничего не

можем.

А мы можем — в с ё! — но сами себе лжём, чтобы себя успокоить.

Никакие не «они» во всём виноваты — м ы с а м и, только м ы!

Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам

закляпили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их

послушать нас?

Переубедить их — невозможно.

Естественно было бы их переизбрать! — но перевыборов не бывает в нашей стране.

На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, — но

мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг — отказаться от работы, как это вдруг — выйти на улицу?

Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в

горькой русской истории, — тем более не для нас, и вправду — не надо!

Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло,

— видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной

сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в

гнусности результатов. Наши руки — да будут чистыми!

Так круг — замкнулся? И выхода — действительно нет? И остаётся

нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь с а м о?

Но никогда оно от нас не отлипнет с а м о, если все мы все дни

будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся

хотя б от самой его чувствительной точки.

От — лжи.

Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь — его лицо

пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несёт, и кричит: «Я —

Насилие! Разойдись, расступись — раздавлю!» Но насилие быстро стареет, немного лет — оно уже не уверено в себе, и, чтобы держаться, чтобы

выглядеть прилично, — непременно вызывает себе в союзники Ложь.

Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться

только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие

свою тяжёлую лапу: оно требует от нас только покорности лжи,

ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность.

86

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый

доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи!

Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом

упрёмся: пусть владеет не через меня!

И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый

лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются ото лжи — она просто перестаёт существовать. Как зараза, она

может существовать только на людях.

Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить

правду, высказывать вслух, что думаем, — не надо, это страшно. Но хоть

откажемся говорить то, чего не думаем!

Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей

проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить)

гражданского неповиновения по Ганди.

Наш путь: ни в чём не поддерживать лжи сознательно! Осознав,

где граница лжи (для каждого она ещё по-разному видна), — отступиться

от этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек

Идеологии, не сшивать гнилого тряпья — и мы поражены будем, как

быстро и беспомощно ложь опадёт, и чему надлежит быть голым — то

явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он

сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему

пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей

своих и современников. И с этого дня он:

— впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;

— такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет

ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя,

ни по театральной роли;

— живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной

мысли, ни одного искажения истины, которое различает;

— не приведёт ни устно, ни письменно ни одной «руководящей»

цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;

— не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;

— не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое

считает недостойным или сомнительным;

— не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;

— тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или

беззастенчивую пропаганду;

— не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал,

где информация искажается, первосущные факты скрываются.

Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые

уклонения ото лжи. Но тот, кто станет очищаться, — взором очищенным

легко различит и другие случаи.

Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться

работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их

молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо

выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось

лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных

технических науках не обминуть хоть одного из названных шагов — в

сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости

или духовного лакейства. И тот, у кого недостанет смелости даже на

защиту своей души, — пусть не гордится своими передовыми взглядами,

не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель

87

или генерал, — так пусть и скажет себе: я — быдло и трус, мне лишь бы

сытно и тепло.

Даже этот путь — самый умеренный изо всех путей сопротивления — для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче

самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища,

глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водою всегда найдётся для твоей семьи.

Преданный нами, обманутый нами великий народ Европы —

чехословацкий — неужели не показал нам, как даже против танков

выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце?

Это будет нелёгкий путь? — но самый лёгкий из возможных.

Нелёгкий выбор для тела, — но единственный для души. Нелёгкий путь,

— однако есть уже у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает

все эти пункты, живёт по правде.

Итак: не первыми вступить на этот путь, а — присоединиться! Тем

легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще

мы на него вступим! Будут нас тысячи — и не управятся ни с кем ничего

поделать. Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны!

Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не

даёт дышать — это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождём, а

наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и

переделку наших генов.

Если и в э т о м мы струсим, то мы — ничтожны, безнадёжны, и это к нам пушкинское презрение:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.