Играющие в игры Япония против игры престолов Запада.


Если вы родились позже 1990 года, возможно, не знаете об одном из наиболее интересных противостояний современности. Это был конфликт двух гигантов восточного рынка, который посеял раздор в семьях по всему миру. Пути друзей разошлись, брат обратился против брата, и были проведены черты, которые никто не переступает даже сегодня. Этот конфликт был известен как консольные войны, и именно он повлиял на развитие как японских, так и западных игр.

Консольные войны: начало

В начале 1980 годов Nintendo выпустили новую домашнюю консоль под названием Nintendo Entertainment System, или просто NES.
Эта серая коробочка положила начало увлечению видеоиграми, масштабы которого росли в геометрической прогрессии.
В противовес успеху Nintendo, в 1985 году на рынок домашних консолей решила выйти компания, известная созданием игровых автоматов. Выпустив Master System SEGA официально начала войну консолей.
Ревнители истории могут утверждать, что подобные конфликты случались и раньше, например, Commodore 64 против ZX Spectrum. И тем не менее с противостоянием NES и Master System не сравнится ничто.
Оно продолжалось более десяти лет, и новые, более мощные системы подключались к нему по мере выхода.
И пока фанаты спорили, чья консоль лучше, пропасть становилась всё более очевидной. Эта пропасть простиралась далеко за пределы споров о консолях как таковых и очень скоро превратилась в культурное явление.
Я, конечно же, имею в виду различия между восточными и западными играми.

Западные RPG против японских

В ранние годы, когда платформеры, файтинги, шутеры и единичные спортивные симуляторы занимали основное место на рынке игр, отличить восточную игру от западной было не так-то легко.
Вместе с тем существовал один жанр, в котором стали проявляться культурные различия, – RPG. На первый взгляд, ролевые игры The Elder Scrolls V: Skyrim и Final Fantasy XV могут показаться похожими, но для тех, кто в них играл, более разных игр быть просто не может.
Если взять Skyrim от Bethesda в качестве примера западной RPG, становится очевидно, что здесь упор сделан на исследовании. В играх такого типа, как правило, присутствует тщательно проработанный открытый мир, который создает у игрока чувство, что можно пойти куда угодно и делать что угодно. Границы подобного мира разработаны так, чтобы у пользователя никогда не складывалось ощущения, что он исследовал всё. В такие игры закладывается цель дать игроку почувствовать, что его решения и действия влияют на происходящее.
Японские игры подобных целей не преследуют. Да, игровые миры могут быть массивными, но сами игры куда более линейны. В отличие от западных, в японских играх упор делается на сюжете, персонажах и том, чтобы провести игрока через необходимые задания.

Восточные игры против западных

Когда речь заходит об эстетике в чистом виде, разница между японскими и западными играми тоже очень хорошо видна.
В целом на японские игры большое влияние оказали манга и аниме – об этом можно судить по большим глазам, мультяшным чертам лица и волосам, отрицающим закон гравитации. Западные игры, с другой стороны, склоняются к более реалистичной графике. Складывается впечатление, что западные игры стараются полностью воссоздать реальность, в то время как для восточных достаточно ее интерпретации, не ограниченной объективными законами.
Боевые действия, как правило, тоже различаются.
Экшен в западных RPG по большей мере происходит в режиме реального времени и зависит от умений и скорости реакции игрока. Японские игры того же жанра зачастую опираются на принцип пошаговой стратегии, где большое значение играют показатели персонажей. Здесь ваша компания искателей приключений противостоит полчищам врагов и вам нужно решать, кто из партии может нанести больше всего урона и кому именно.
Нельзя сказать, что игровой процесс в Skyrim или The Witcher 3 не опирается на показатели персонажей, но вместе с тем в таких играх нужен хороший глазомер и координация. Игра в стиле классической Final Fantasy, в свою очередь, скорее потребовала бы от вас интеллектуальных усилий.
Интересно еще и то, что в большинстве западных RPG вы начинаете в одиночку, а в восточных – вместе с целой партией.
Здесь тоже прослеживается культурное влияние: в западном мире образ волка-одиночки кочует из сюжета в сюжет, тогда как в японской культуре фокус смещен на защиту интересов другого человека или группы людей прежде интересов самого протагониста. Получается образ такого себе самоотверженного героя.

Японские MMORPG против западных

В случае онлайн-игр и MMORPG в частности различий становится еще больше.
В Японии онлайн-игры даже популярнее, чем на западе, а MMORPG превратились в более приятный аналог будней в офисе. Здесь я имею в виду, что восточные онлайн-игры предполагают продолжительную прокачку. В глазах общества заходить в игру каждую ночь, чтобы прокачать своего персонажа, не считается чем-то плохим – напротив, это воспринимается как социализация.
Объясняться это может тем фактом, что в японской культуре гейминг считается абсолютно нормальным видом досуга. И это еще одно отличие от западной парадигмы, где культура гейминга существовала всегда, но относились к ней с куда меньшим пониманием, и это отношение начинает меняться только сейчас.
Японские игры поощряют игроков за коллективную прокачку, и поэтому игровые сессии после работы или учебы становятся способом расслабиться и пообщаться с друзьями, не отрываясь от игры.
Часть пользователей рассматривают такие игры как замену соцсетям. Работа – дом – игра с друзьями вместо посиделок в баре. Таким образом, в культуре, где к усердной работе относятся с благоговением, прокачиваться вместе с друзьями в Final Fantasy  XIV после работы так же распространено, как и смотреть Netflix на Западе.

Встреча Востока и Запада

Мнение, что эти поджанры RPG диаметрально противоположны, достаточно популярно, но на самом деле всё обстоит несколько иначе.
Многие компании на разных концах игрового мира начинают перенимать наиболее популярные черты проектов друг у друга, и таким образом появляются довольно интересные комбинации. Особенно заметно это в сфере мобильных игр.
Проверьте App Store или Google Play, и вы найдете как минимум несколько квестовых игр, RPG или стратегий, которые используют боевую систему Final Fantasy. Даже недавняя Star Wars: Galaxy Of Heroes полностью базируется на боевых механиках.
Как оказалось, в мобильных играх пошаговая боевая система имеет куда больше смысла, чем характерная для западных игр механика, полагающаяся на скорость реакции и мелкую моторику игрока.
С другой стороны, мы всё чаще видим открытые миры по типу Final Fantasy XV – без сомнения, это реакция разработчиков на популярность западных игр во всем мире, включая Японию.
На смену линейным сюжетам с минимумом возможностей выбора приходят комплексные сюжеты с несколькими вариантами концовки. В то же время для прогресса в некоторых западных MMO теперь требуется значительное количество прокачки (хотя это все-таки несколько другая прокачка).
По сути, можно сказать, что некоторые RPG, которые вышли недавно, нельзя назвать ни чисто западными, ни чисто восточными. Большинству поклонников Elder Scrolls Online или  World of Warcraft пришлось хорошенько прокачаться, в то время как фанаты Final Fantasy XV с удивлением обнаружили ряд реальных возможностей выбора.

Совмещение западных и японских RPG

Чем хороша эта тенденция, так это возможностью добавить в игры того, чего им не хватало. Смешение поджанров приводит к созданию новых со своими захватывающими особенностями.
В играх вроде Stardew Valley, которая, по сути, является доработанной Harvest Moon, мы видим симулятор фермы/жизни, укомплектованный парой западных механик для лоска. Сейчас игра занимает первое место в рейтинге по количеству скачиваний на Switch за всё время – невероятное достижение в год, когда вышла новая игра Mario.
Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать различия двух игровых культур как противостояние, в котором нужно выбрать сторону, лучше посмотреть на них с точки зрения взаимодополняемости.
Когда одна из сторон делает ход, вторая это замечает и двигается следом. Аналогично, если кто-то ошибается, остальные делают всё, чтобы этого не повторилось. С учетом того, как мало по-настоящему нового появляется на игровом рынке в последнее время, попытки комбинирования жанров, поджанров и культурных особенностей стоит поощрять.
В мире, который становится теснее, смешение культур – это явление, которое мы будем наблюдать чаще и чаще. Идет ли речь о киноиндустрии (посмотрите только на успех Studio Ghibli на западном рынке и популярность Гарри Поттера в восточных странах) или об индустрии игр, слияния культур не избежать, и лично мне это по душе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть комментарий, предложения, идеи? - Пишите.