Поиск по сайту

Россия после Путина: как перестроить государство - доклад Атлантического совета

Может ли Россия действительно реформироваться?

Слишком часто любое обсуждение России заканчивается расплывчатым упоминанием ее сложной истории и культуры, подразумевая, что Россия или русские такие же. Аргументами в пользу демократической отсталости России являются прежде всего имперское похмелье, сильная консервативная идеология с авторитарными традициями и большая зависимость от доходов от нефти.

Однако доминирующим аргументом в пользу демократизации является мощная теория модернизации, которая учит, что страны могут стать демократическими, когда они преодолеют определенный уровень экономического развития и достигнут определенного уровня образования. Покойный американский социолог Сеймур Мартин Липсет сформулировал основу для этого в 1959 году, и она хорошо подтверждается эмпирически.

Покойный декан русской истории в Соединенных Штатах Ричард Пайпс подчеркивал сильный консерватизм в российской истории. Но в России также есть впечатляющие либеральные традиции, представленные людьми от Александра Герцена до Петра Струве. Современный контрапункт Пайпса, покойный Мартин Малиа, рассматривал Россию как часть Европы. Еще в 1767 году императрица Екатерина Великая заявила: «Россия - европейская держава». В России есть европейские города, и большинство населения всегда предпочитало Европейский стиль жизни. Русская и европейская культуры всегда влияли друг на друга и продолжают это делать. Россия имеет сильные авторитарные традиции, но то же самое можно сказать и о Южной Корее и Тайване, и они действительно стали демократическими после того, как достаточно развились экономически и социально.


Самой веской причиной демократической отсталости России, по-видимому, является ее большая зависимость от нефтяных доходов. В 2019 году в 40 странах мира с населением более одного миллиона жителей ВВП на душу населения превышал 11 601 доллар США. Из этих сорока государств, более богатых, чем Россия, только шесть несвободны по стандартам Freedom House. Это город-государство Сингапур, который является исключением во всем, и пять богатых нефтяных государств в Персидском заливе - Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Китай по-прежнему немного беднее России на душу населения. термины.

Эти наблюдения позволяют сделать два три вывода. 
  1. Во-первых, от нефтяного проклятия больше всего страдает Россия. В обширной литературе был проанализирован вопрос о том, мешает ли нефть демократии, и пришел к решительному ответу «да». Нефтяное доминирование имеет множество последствий, вредных для демократии. Из-за эффекта рантье нефтяные государства живут за счет нефтяной ренты и не нуждаются в больших налогах на свое население. В России нефть и газ обычно составляют половину федеральных доходов. 
  2. Во-вторых, благодаря репрессивному эффекту высокие нефтяные ренты позволяют нефтяному правительству тратить значительные средства на силы безопасности, что очевидно в России. 
  3. В-третьих, нефтяная рента также препятствует модернизации. Поскольку талантливые люди могут заработать больше всего денег в нефтегазовой отрасли, самые амбициозные направляются туда, а не в технологические или другие инновационные отрасли. Эмпирические доказательства проклятия нефти и сырьевых товаров неопровержимы.
Таким образом, при низких мировых ценах на нефть надежда на демократизацию в России возрастает. Тогда правительству необходимо будет финансировать себя в большей степени за счет налогов, уплачиваемых населением, которое потребует большего влияния на политику правительства. Когда государственных доходов становится меньше, правительство не может больше тратить столько средств на репрессии, что заставляет его относиться к российскому народу более серьезно. Когда нефтегазовые бароны потеряют блеск, другие предприниматели - по-видимому, прежде всего, высокотехнологичные предприниматели - получат блеск, и правительство станет более нерешительно изгонять их из страны, как это происходит сегодня.


Таким образом, лучшее, что может произойти для демократического и экономического развития России, - это низкие цены на нефть. С 1981 по 2000 год мировые цены на нефть были низкими (около 20 долларов за баррель). Затем они начали расти и оставались высокими до 2014 года, когда они рухнули. Товарные суперциклы продолжительностью около двадцати пяти лет были обнаружены покойным американским экономистом Саймоном Кузнецом в 1940 году. Они сохраняются, и мы должны ожидать, что цены на сырьевые товары останутся низкими в течение почти следующего десятилетия. То, что Сэмюэл Хантингтон назвал «Третьей волной» демократизации, длилось три десятилетия с середины 1970-х по 2005 год, что в значительной степени совпало с периодом низких цен на нефть. Политолог из Института Гувера Ларри Даймонд называет «демократический спад».

Россия является ярким примером последствий колебаний цен на нефть. Советский Союз находился в состоянии застоя и развалился, когда цена на нефть была низкой, и это способствовало началу демократизации России и рыночных реформ. Наиболее решительно это высказал Егор Гайдар, покойный экономист, исполнявший обязанности премьер-министра России с июня по декабрь 1992 года. Если бы он был жив сегодня, Гайдар, несомненно, увидел бы новую возможность для демократизации и свободной экономики, как он сам. сделал это в конце 1980-х. Сочетание окаменелости и и политические структуры с низкими ценами на нефть говорят о том, что Россия приближается к глубоким преобразованиям.

Наш оптимистический вывод состоит в том, что Россия может рассчитывать на великое будущее свободы, верховенства закона, частного предпринимательства и роста экономического благосостояния, как только устаревший деспотизм Путина будет устранен, но мы не осмеливаемся предсказать, когда.


  • Первым действием нового правительства должно стать освобождение всех политических заключенных и установление всех элементарных свобод слова, средств массовой информации, собраний, организаций и религии.
  •  Оно должно распустить Федеральную службу безопасности (ФСБ), главное агентство безопасности России, и уволить всех этих сотрудников и сформировать новую судебную систему, а также Генеральную прокуратуру.
  • России следует отказаться от президентской системы и провести досрочные выборы на всех уровнях вскоре после демократического прорыва.
Мы не знаем, когда и как закончится режим президента России Владимира Путина, но есть признаки того, что он борется и конец может наступить в обозримом будущем. Этот заключительный этап может длиться годы, но мы должны начать обсуждение сейчас, как новое государство должно быть построено на руинах старой системы.



Режим Путина обычно называют авторитарной клептократией. Для него характерна небольшая правящая элита, узурпировавшая всю власть и большую часть богатства. Эта власть сосредоточена у президента, который делегирует большую часть ее тайной полиции. Клиенты президента контролируют государственные финансы и крупные предприятия. Это могут быть руководители государства или частные предприниматели. Правоохранительные органы и судебная система подчиняются президенту.

Режим Путина продолжает развиваться, хотя слово «развивать» было бы неуместным, поскольку режим разваливается. Например, двести восемь поправок к действующей конституции были приняты летом 2020 года в ходе плебисцита, который сопровождался нарушениями. Россияне описывают референдум как «аннулирование» «обнуление», потому что они видят суть этих изменений в том, что четыре предыдущих срока Путина на посту президента больше не считаются. Таким образом, Путин получил право быть переизбранным президентом еще два раза до 2036 года. Кроме того, Россия посредством референдума официально отказалась от принципа приоритета международного права на своей территории.

В духе новой конституции принимаются новые законы, которые делают нынешний режим более репрессивным и делают его похожим на оккупацию. Он всячески снижает влияние населения на неконтролируемый правящий класс. В ноябре / декабре 2020 года Государственная Дума приняла законы, в которых практически все формы общественного протеста объявлены незаконными. Дума запретила публикацию информации об имуществе судей, прокуроров, следователей и сотрудников правоохранительных органов, что способствовало хищению госслужащими из бюджета без наказания. Дума также расширила права полиции на применение силы против граждан. В последние дни 2020 года он законодательно закрепил правовой иммунитет бывших президентов и назначил их пожизненными сенаторами. Это также относится к Путину, позволяя ему жить комфортной жизнью, если он уйдет в отставку или будет уволен.

Основная причина плачевного положения россиян - нынешняя элита, пойманная на неадекватном восприятии нынешней реальности, помимо того, что она просто преступна. Практически все представители высшего руководства страны замешаны в коррупции и других преступлениях. Правящая элита живет с населением в игре с нулевым результатом. То, что выгодно элите, ухудшает положение нации, а то, что необходимо нации, вредит интересам элиты; например, честные и прозрачные госзакупки. Необходимые стране перемены вредны для друзей Путина, которые процветают на государственных заказах без тендеров. России было бы выгодно положить конец аморальной и бессмысленной войне на Донбассе, но для элиты это средство узаконить свою власть. Россия не может нормально развиваться, пока у власти остается эта группировка.

Апатия россиян, основанная на чувстве безнадежности, может перерасти в ненависть и агрессию по отношению к властям.

Обычные россияне не ждут ничего хорошего от государства, которое они называют «ОНИ», как это было при коммунизме3. Однако их ограниченные ожидания можно охарактеризовать как социальный договор с элитой. Они ценят определенное личное пространство; они ожидают некоторых социальных выгод и некоторой экономической свободы, если они не станут крупными бизнесменами; и они ценят свою свободу выезжать за границу. Их отношение к государству можно резюмировать так: «Не трогай нас! Не вмешивайся в нашу жизнь! » В свою очередь, граждане готовы платить умеренные налоги и оставаться политически пассивными. Однако нынешняя апатия, основанная на чувстве безнадежности, может перерасти в ненависть и агрессию по отношению к властям.


Народное отчуждение не закончится автоматически с падением режима Путина, потому что оно глубоко. Россияне пережили слишком много разочарований за последние годы. Новому руководству страны придется провести фундаментальные изменения, чтобы завоевать доверие, чтобы люди убедились, что они живут под другой администрацией, и почувствовали, что они владеют ею.

Предпосылки для реформ сегодня во многих отношениях более благоприятны, чем в начале 1990-х годов. Тогда доминировали две проблемы: продолжающийся экономический коллапс и отношения с бывшей советской республикой. Сегодня эти два вопроса в значительной степени решены. Таким образом, Россия теперь может сосредоточиться на двух основных столпах нормального общества - построении демократических и правовых институтов. Кроме того, сегодня Россия может позволить себе более сильную систему социальной защиты.

В этом отчете предлагаются некоторые предложения о том, что следует делать после прекращения правления Путина, чтобы положить конец отчуждению России и дать россиянам почувствовать, что их страна принадлежит им.


Изменение режима. Свобода и конец всем репрессиям

Когда новый популярный режим приходит к власти, он обычно переживает ограниченный период экстраординарной политики, когда он может делать почти все в политическом плане, но имеет ограниченные возможности для проведения подробных реформ. Пришло время для крупных качественных реформ, которые впоследствии может оказаться трудным с политической или юридической точки зрения5.

На следующий день после свержения режима Путина самым первым действием нового правительства должно стать установление всех элементарных свобод: слова, средств массовой информации, собраний и организаций, а также религии. Эти свободы должны быть полными и безусловными.


Новое руководство также должно немедленно освободить всех политических заключенных, независимо от того, были ли они заключены в тюрьму по идеологическим или религиозным причинам. Поскольку многие настоящие политические заключенные содержатся в предварительном заключении за предполагаемые экономические преступления, следует освободить широкий круг заключенных, которые не представляют никакой физической опасности.

Новое руководство должно установить далеко идущую прозрачность и открыть все государственные архивы, чтобы население могло узнать правду обо всем, что их волнует. Только архивы, связанные с текущими проблемами национальной безопасности, коммерческими проектами и медицинской информацией о частных лицах, могут оставаться в секрете. Сегодня даже архивы Второй мировой войны засекречены.

Главная проблема России в настоящее время заключается в том, что государство было захвачено небольшой группой высокопоставленных чиновников. Техническая компетентность вполне достаточна и больше не является основной проблемой, но многие высококвалифицированные высокопоставленные должностные лица преследуют неправильные цели, а именно собственное обогащение за счет государства и общества. Новому руководству необходимо будет хирургическим путем вырезать этот рак - правящие круги путинской системы - и в то же время установить систему сдержек и противовесов, которые смогут поддерживать новую систему.



На самом деле задача может оказаться проще, чем кажется на первый взгляд. В России около ста миллиардеров. Некоторые сделали свое состояние благодаря близости к нынешним правителям, в то время как другие заработали состояния еще до режима Путина, но были вынуждены установить с ними тесные связи. Многие так называемые олигархи имеют недвижимость за границей и даже имеют несколько гражданств, поэтому они готовы покинуть Россию, когда сочтут это необходимым. Большинство из них предположительно сбегут из страны, когда клика Путина потеряет власть. Новому правительству необходимо будет убедиться, что оно не будет продолжать влиять на политику в России через посредников, СМИ или социальные сети. Лучший способ разоружить их политически - это настоять на полной прозрачности конечной бенефициарной собственности всех предприятий, включая медиакомпании.


Построение верховенства закона

Самая важная задача после установления свободы - это развитие верховенства закона. Нынешний крупный правоохранительный аппарат России работает не на русский народ, а на интересы правящей элиты. Ее наиболее одиозные элементы необходимо устранить, а их сотрудников распустить. Новая система правопорядка и правосудия должна быть построена на основе верховенства закона. Наконец-то россияне должны получить должное правосудие и права на недвижимость. После воссоздания судебная система должна стать независимой от политики и исполнительной власти.

Первая задача - распустить Федеральную службу безопасности (ФСБ), главное силовое ведомство России, и уволить всех ее сотрудников, запретив им в будущем трудоустройство в любом государственном учреждении. Отравление лидера оппозиции Алексея Навального 20 августа 2020 года показало, что российские спецслужбы продолжают действовать как инструмент террора. Вместо того, чтобы защищать страну и ее население от врагов, они защищают правящую элиту от русского народа.



После того, как Борис Ельцин был избран президентом России в июне 1991 года, он заявил, что «пришел к власти с идеей полностью порвать с нашим советским наследием» 7. Однако после неудавшегося жесткого переворота в августе 1991 года Ельцин, к сожалению, остановил это усилие на полпути. Его тон изменился. Как он отмечал в своих мемуарах 1994 года: «Все сломать, все уничтожить по-большевистски не входило в мои планы вообще. Привлекая в правительство совершенно новых, молодых и смелых людей, я все же считал возможным использовать в правительстве опытных руководителей ». Он продолжил:« Было бы катастрофой разрушить государственную администрацию такого огромного государства. Там, где можно было нанять опытный «старый» персонал, мы сделали ». Он опасался повторения хаоса, который последовал за роспуском российской имперской службы после февральской революции 1917 года.



Прискорбным примером такой политики было обращение Ельцина с КГБ. Он не распускал КГБ и не увольнял его сотрудников, а только раскалывал и ослаблял его. В нормальных демократических странах нет секретной полиции, которая подавляет своих граждан - у них есть внешняя разведка и внутренняя контрразведка для защиты своей национальной безопасности. России необходимо будет создать новое внутреннее контрразведывательное агентство, но предварительным условием для приема на работу должно быть то, чтобы никогда не работать на ФСБ. Три балтийских страны - Эстония, Латвия и Литва - подали хороший пример. Все трое упразднили свой старый КГБ и создали новые спецслужбы, которые оказались эффективными и законопослушными. Для других российских спецслужб, которые формально не являются политическими, игнорирование закона стало нормой. Эти спецслужбы тоже нуждаются в коренной реструктуризации.



После того, как бремя тайной полиции было снято с населения, необходимо сформировать новую судебную систему, суды, а также генеральную прокуратуру. Это одна из самых сложных, но и важнейших задач. Эти институты должны быть перестроены сверху вниз на основе нового демократического законодательства с новыми профессионалами. Их необходимо реформировать одновременно с заменой их высших должностных лиц.

Эстония и Грузия при Михаиле Саакашвили успешно справились с этой задачей. Обе страны упразднили старые прокуратуры и суды и уволили всех, создав новые агентства, нанимающие посторонних. Таким образом, люстрация не нужна. Учитывая небольшое количество необходимых судей и прокуроров, это вполне реально сделать в России, привлекая юристов из частного сектора и новоиспеченных юристов.

Следственный комитет является одним из самых коррумпированных элементов путинского режима и должен быть упразднен. Обычная полиция вызывает меньшее беспокойство, и ее более ограниченные проблемы можно оставить на потом. Тем не менее, его отдел, призванный бороться с организованной преступностью и коррупцией, печально известен своими противоположными действиями. Его нужно упразднить и создать новое специализированное агентство по финансовым и экономическим преступлениям с новым персоналом.



Постпутинская Россия выиграет от создания Комиссии по установлению истины, которая установит, за какие преступления режим Путина действительно несет ответственность. Все сотрудники правоохранительных органов, применявшие пытки, что, к сожалению, стало обычной практикой в ​​современной России, должны быть привлечены к ответственности и осуждены в открытых судах. В частности, мучители, те, кто отдавал им приказы, и те, кто скрывал свои преступления, все должны быть привлечены к ответственности и осуждены.



Лучшими средствами борьбы с коррупцией являются прозрачность и демократия, которые олицетворяют хорошее управление.

Построение настоящей демократии

Демократия - наименее развитый институт в России. Требуется тщательная реформа всех элементов политического аппарата11.

Во-первых, России следует отказаться от своей президентской системы, восходящей к царизму, что отражается в том, что президента часто называют «царем». В бывшем коммунистическом мире существует сильная корреляция между президентским правлением и авторитаризмом, а также между парламентскими системами и демократией. Выдающийся политолог Хуан Линц утверждал, что это верно для всего мира по многим причинам12. Президентская система наделяет президента слишком большими исполнительными полномочиями. В отличие от премьер-министра, президент не может быть отправлен в отставку путем вотума недоверия парламента, а импичмент в большинстве случаев неэффективен. Естественная напряженность между президентом и парламентом побуждает президента слишком многое решать посредством указов, что является низшей формой законодательства. Парламентская система предлагает гораздо большую прозрачность и необходимость в создании коалиции в парламенте.

Во-вторых, России необходимо создать нормальный, функционирующий парламент, основанный на нескольких элементарных принципах. Он должен быть основан на политических партиях и пропорциональных выборах с барьером в четыре или пять процентов голосов, поданных для представительства в Государственной Думе. Желательно, чтобы у партий были открытые списки, чтобы избиратели могли голосовать как за отдельных лиц, так и за партию, как это имеет место в Германии и Финляндии. Поскольку Россия является федерацией, вторая палата, основанная на региональном представительстве, - совет федерации - кажется естественной.


В-третьих, демократическая Россия должна провести досрочные учредительные выборы на всех уровнях вскоре после демократического прорыва. Выборы в Думу, Совет Федерации, региональный совет и местные органы власти могут проводиться одновременно, что устранит всякое ощущение того, что один уровень избран более демократично, чем другой. Так было, когда распался Советский Союз. Поскольку парламенты союзных республик избирались позже, чем Союзный съезд народных депутатов, они воспринимались как более демократичные14. Президентские выборы можно было бы провести отдельно, желательно до парламентских выборов, поскольку они менее сложны и могут быть опасны, если под рукой нет государственной власти.

В-четвертых, Россия всегда была чрезмерно централизованной. Власть, налогообложение и государственные расходы необходимо децентрализовать в регионы и города. Одновременно с выборами новой Думы Россия должна избрать губернаторов и советы регионов, мэров и городские советы. Регионы и города получат четкие полномочия с их собственными доходами заниматься обычно децентрализованными делами, такими как местное государственное строительство, образование и некоторые виды здравоохранения.

В процессе децентрализации будут усиливаться сепаратистские тенденции, и некоторые регионы могут захотеть выйти из состава России. Новое правительство должно быть готово к такому развитию событий. Поэтому механизм отделения должен быть заранее четко прописан в новых законах. Новое правительство должно сосредоточиться на благосостоянии и безопасности своего народа, а не на сохранении территории, и оно определенно не должно делать это с применением силы, как в случае с Чечней. Предположительно, границы России могут измениться в процессе, но новое правительство должно сосредоточиться на минимизации насилия и кровопролития. Как и другим бывшим империям, России необходимо преодолеть свою имперскую ностальгию (о чем будет сказано ниже).



В-пятых, демократической России нужна новая демократическая конституция. Уничтожение действующей конституции, произошедшее посредством «аннулирования», было настолько далеко идущим, что не имеет смысла вносить ограниченные поправки в текущую версию. Новая конституция должна быть написана как можно быстрее, но после выборов, и основываться на стандартном разделении исполнительной, законодательной и судебной власти16.

В-шестых, финансирование политической деятельности должно быть прозрачным и регулируемым. За десять лет до авторитаризма Путина российская политика привлекала огромные средства от богатых бизнесменов. Постпутинской России необходимо контролировать и регулировать финансирование политики, и она должна делать это, как и большинство европейских стран. Ему следует принять новый европейский стандарт полной прозрачности финансирования выборов, государственного финансирования парламентских партий и строгих ограничений на любое частное финансирование.



Наконец, символы всегда важны, возможно, для России важнее, чем в большинстве других стран. Незавершенная реформа национальной символики была одним из недостатков ельцинского периода. Новому правительству необходимо будет как можно быстрее выполнить следующие несколько простых шагов:
  • Перенести офис президента из Кремля, который ассоциируется с деспотической властью московских царей и большевистской диктатурой, а также поражает своей варварской роскошью, в обычное офисное здание. Кремль должен быть открыт для публики как музей;
  • Откажитесь от нынешнего сталинского государственного гимна;
  • Закройте некрополь на Красной площади, где похоронены советские лидеры. Все они, начиная с Владимира Ленина, должны быть похоронены в русских традициях;
  • Демонтировать памятники тем советским деятелям, имена которых связаны с репрессиями против населения и разрушением русской культуры и традиций, в том числе Ленину и многим другим. Эти памятники не следует разрушать, а перемещать в музеи.

Как исправить экономику

В отличие от 1991 года, российская экономика сегодня не вызывает особых опасений благодаря реформам Ельцина-Гайдара-Чубайса в начале 1990-х годов. Страна должна помнить своих настоящих героев, чтобы двигаться вперед.

В настоящее время в России достаточно стабильная макроэкономика с низкой инфляцией, минимальным бюджетным дефицитом и государственным долгом, а также большими международными валютными резервами. Он имеет сильный центральный банк и министерство финансов, а также достаточно хорошо функционирующую налоговую систему. Эти институты не требуют серьезной реформы. В России также существует хорошо функционирующая рыночная экономика, даже при чрезмерном вмешательстве государства. Наконец, в стране есть множество малых и средних частных предприятий. Структура экономики полностью изменилась с советских времен.

Основная причина нынешнего экономического застоя в России - это попытки правящего круга Путина обогатиться за счет эксплуатации природных ресурсов. Они развивают ресурсную экономику, несмотря на все разговоры о своем желании «избежать нефтяного проклятия». Режим Путина с подозрением относится к людям, которые разрабатывают высокие технологии и требуют определенного уважения к их правам. Технический прогресс, ограничивающий освоение нефти, газа и других природных ресурсов, является объективным врагом этой паразитической элиты. Разработчики высоких технологий, которые считают себя интегрированными в мир, противоречат идеологии режима. Россия страдает от огромной монополизации экономики, которая приводит к арендной плате для монополистов и высоким ценам для населения, крупным предприятиям, сосредоточенным в руках государства и приближенных Путина, и слабой социальной поддержке.

Новые вызовы и уменьшающаяся отдача для национальных чемпионов России, Газпрома и Роснефти

Поскольку экономическое будущее России омрачено негативными демографическими тенденциями, новыми энергетическими технологиями и эффективностью, нестабильными ценами на сырьевые товары и вероятностью продолжения западных санкций, Газпром и Роснефть, два чемпиона России в области природных ресурсов сталкиваются с возмездием: международная конкуренция, доступ к мировым и региональным рынкам. , капитальные вложения и доход / рентабельность.



С путинским экономическим раком можно бороться многими способами: прозрачностью, дерегулированием, открытыми рынками, свободой предприятий и приватизацией. Все эти методы необходимо развернуть.

Дерегулирование - самая легкая задача. Все искусственные монополии должны быть ликвидированы, а внутренний рынок открыт. По возможности необходимо внедрять открытые и конкурентные государственные закупки. Антимонопольный комитет должен начать проводить реальную политику в области конкуренции, а не защищать корыстные интересы. Самое эффективное средство против монополии - это свобода предприятий. Создать предприятие должно быть так же легко, как в начале 1990-х годов, когда количество новых предприятий росло сотнями тысяч.

В начале 1990-х годов главной проблемой было то, что у российского правительства не было ни финансовых средств, ни административных возможностей для создания системы социальной защиты. Теперь оба актива под рукой. Постпутинское правительство должно проявить интерес к благополучию россиян и провести все необходимые социальные реформы, такие как улучшение здравоохранения, государственное образование, пенсии, пособия по безработице и детские пособия. Россия должна создать нормальное европейское государство всеобщего благосостояния.


Самая сложная задача - приватизация. В сложных условиях Анатолий Чубайс возглавил крупнейшую в мире приватизацию в начале 1990-х годов. Это был мастодонский и в значительной степени успешный проект, заложивший основу для быстрого экономического роста России на десятилетие с 1999 года. В его отсутствие сомнительно, что Россия стала бы рыночной экономикой18. К сожалению, режим Путина спровоцировал крупную ренационализацию, в основном за счет захвата успешных частных компаний посредством рейдерства. В настоящее время государственный сектор генерирует около половины ВВП России19. За последние два десятилетия выросли крупные государственные предприятия в области энергетики, банковского дела, транспорта и машиностроения. Но в значительной степени эти компании хищные, они служат своим менеджерам, а не россиянам. Это важная причина десятилетия экономической стагнации в России. Цель должна заключаться в приватизации всех государственных предприятий, не являющихся естественными монополиями.

Нынешняя ситуация сильно отличается от начала 1990-х годов, поэтому возможна более изощренная схема приватизации. В начале 1990-х экономика находилась в состоянии свободного падения, и гиперинфляция все дестабилизировала. Права собственности не были определены, а соответствующие рыночные цены на активы отсутствовали. Более того, у государства был минимальный административный потенциал. Сегодня, напротив, в России сильная макроэкономическая стабильность. Экономика не рушится, а находится в стагнации. Нынешние собственники собственности известны, а функции государственного управления известны. Это способствует более сложной стратегии приватизации, которая также должна быть более удовлетворительной с политической точки зрения для российской общественности, которая по-прежнему обеспокоена приватизацией крупных предприятий в 1990-х годах, которую многие считали подарком олигархам.

Во-первых, новое российское правительство должно укрепить права собственности посредством разумной судебной реформы.

Во-вторых, новому правительству России необходимо будет восстановить полноценное министерство приватизации, какое было в России при Чубайсе. Для начала он должен разделить государственные компании и демонополизировать все рынки, выставив их для нормальной конкуренции, а затем приступить к их приватизации стандартными западными методами. Было бы намного проще и менее спорный для достижения теперь, когда существуют рыночные ценности предприятий и их активы.

В-третьих, распад крупных государственных компаний приведет к появлению тысяч средних предприятий, которые можно будет продать с аукциона частным предпринимателям с аукциона. Для предприятий ограниченного размера не следует устанавливать никаких особых условий конкурса с минимальной проверкой того, что монополистические компании не воссоздаются.

В-четвертых, действительно крупные государственные предприятия, имеющие высокую стоимость, нельзя продавать по ценам ниже рыночных. Предположительно, эти компании сильно коррумпированы, и требуется хорошее корпоративное управление, как это определено кодексом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с независимыми наблюдательными советами и государственным бухгалтерским учетом в рамках подготовки к их приватизации. Цель должна заключаться в улучшении деятельности компаний и максимальном увеличении государственных доходов. Правительству следует постепенно продавать эти крупные компании по реальным рыночным ценам либо через аукционы крупным компаниям, либо частично через первичное публичное размещение акций (IPO). Этот процесс займет пару десятилетий.


Необходимо установить контроль, чтобы оставшиеся крупные государственные компании не привели к новому захвату государства. Они будут приносить большие дивидендные доходы, которые следует надлежащим образом контролировать. Один из подходящих подходов - создание нескольких пенсионных фондов, скажем, десяти, которые держат акции крупных государственных компаний. Это будет иметь множество положительных эффектов. В Швеции есть семь государственных пенсионных фондов, которые политически нейтральны и заботятся только о доходах и управлении. Румыния передала оставшиеся государственные акции одной компании, руководство которой было продано с аукциона иностранному менеджменту (Франклин Темплтон), который заинтересован как в повышении стоимости акций, так и в продаже активов по хорошим ценам. Для России румынская модель, вероятно, приведет к слишком большой концентрации власти в руках одного единственного управляющего активами. Шведская модель кажется более актуальной, но вариантов много. В любом случае государственные дивиденды можно было бы использовать для финансирования пенсионной системы на гораздо более высоком уровне, чем сейчас.

Огромный и пока не использованный потенциал для развития России - это большая русская диаспора. Многие русские эмигранты сделали отличную карьеру на Западе, в университетах, в высокотехнологичных отраслях и в венчурном бизнесе. Многие из них были бы готовы вернуться на свою историческую родину или сотрудничать с ней, но нынешние правители пытаются использовать их исключительно для продвижения своих политических проектов. В постпутинской России диаспора может стать бесценным источником опыта, контактов и экономического развития.



Новая внешняя политика

Попрощайтесь с империей и поприветствуйте мир

Текущая внешняя политика России кажется серьезным провалом. Он оставил Россию изолированной, подвергшейся массивным международным санкциям и неспособной привлечь иностранные инвестиции или таланты. Это почти сделало Россию государством-изгоем. Как следствие, Россия была вынуждена поддерживать большие валютные резервы и меньший объем внешнего долга, чем было бы экономически рационально, в то же время вынуждая ее к высоким военным расходам. Если целью правительства является поддержание безопасности и максимальное повышение экономического благосостояния населения, такой подход не имеет смысла.

Основная проблема заключается в том, что режим Путина заботится не о благосостоянии населения, а только о своей собственной власти, богатстве и восприятии власти. Империя - роковое влечение, потому что империи принадлежат истории. Сама их сущность была недемократичной, поскольку основывалась на идее, что господствующий народ правит меньшими народами. Большинство традиционных европейских государств когда-то были империями. Некоторые легко расстались после крупных поражений, особенно Швеция и Нидерланды. Они решили восстановить свое величие дома. Другие пострадали в агонии недостаточных поражений, особенно Германия после Первой мировой войны и Великобритания и Франция после Второй мировой войны. Франция потерпела политический крах во время войны против независимости Алжира в 1958 году. Великобритания выбрала высокомерный Брексит, потому что слишком многие консерваторы не осознали, что Великобритания больше не является империей.

Самым трагичным было то, что Германия вызвала Вторую мировую войну из-за теории Адольфа Гитлера о том, что Германии ударили ножом в спину, что напоминает убеждение Путина в том, что распад Советского Союза был величайшей геополитической трагедией двадцатого века20. мнение лидера страны, которая потеряла десятки миллионов людей в двух мировых войнах и в коммунистическом терроре против собственного народа. Это были три гораздо более серьезные трагедии, обрушившиеся на Россию в двадцатом веке. Более того, недовольство Путина исходит от человека, который родился и вырос в Ленинграде, где во время Второй мировой войны погибли сотни тысяч человек. Напротив, распад Советского Союза был мирным.


Россия при Путине - это крайний случай глупой имперской ностальгии, которую он использовал для разжигания национализма в поддержку своего президентства, которое не смогло обеспечить свободу или повышение уровня жизни за последнее десятилетие. Для пропаганды шовинизма Путин начал военную агрессию против Грузии в 2008 году и против Украины в 2014 году. Кроме того, российские наемники воюют в Сирии, Ливии и некоторых африканских странах. Российские войска остались в Приднестровье в Молдове. Новое российское вмешательство возможно в Беларуси, ближайшем союзнике России, что, возможно, уже произошло. В России ходят слухи, что боевики Национальной гвардии России участвуют в подавлении протестов в Беларуси, а Россия и Беларусь официально заключили соглашение, которое узаконивает такое вмешательство.



Основная идея внешней политики Путина, похоже, состоит в том, чтобы противостоять всем постсоветским соседям России, Европе и Соединенным Штатам, чтобы уменьшить чувство безопасности россиян, в то время как рациональная внешняя политика будет направлена ​​на укрепление национальной безопасности. Соседи России отворачиваются от нее, насколько могут и осмеливаются. Соединенные Штаты и Европа ввели суровые личные и секторальные санкции против России, которые минимизировали экономическую интеграцию.

Как Западу следует поступать с Россией



Соединенные Штаты должны вести себя с Россией такой, какая она есть, а не так, как им хотелось бы. Как выглядит политическая основа для решения как мрачных реалий сегодняшнего дня, так и ее лучшего будущего потенциала?

Внешняя политика Кремля преследует совсем иную цель, далекую от национальных интересов России, а именно - защитить личный престиж и уважение к Путину. Путина не волнует решение конкретных проблем, но он стремится закрепить свое место в истории. Он хочет, чтобы его помнили не только как «собирателя русских земель», как князь Иван Калита, но и как человека, который противостоял Соединенным Штатам и Западу и победил их. Его поддерживают праворадикальные партии и политики, не связанные с каким-либо конкретным проектом, а просто стремящиеся дестабилизировать Запад. Поскольку у Путина такие непрагматические цели, он не может достичь никаких долгосрочных договоренностей с Западом. Хуже того, он даже не заинтересован в подобных усилиях. Западу лучше осознать это и понять, что он может достичь лишь незначительных договоренностей, пока Путин и его окружение будут править Россией.



Политика Путина противоречит реальным национальным интересам России - защите безопасности и благосостояния ее граждан или поддержанию мира и безопасности по разумной цене и достижению экономически выгодной интеграции.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года Россия не сталкивалась ни с какой реальной угрозой внешней безопасности. В 1990-х годах российское правительство разумно адаптировалось и сэкономило государственные ресурсы, сократив расходы на оборону, но с 2008 по 2016 год эти расходы резко выросли по неоимпериалистическим причинам. Россия должна ограничить свои военные расходы на уровне не более трех процентов ВВП, что соответствует нынешнему уровню США, в собственных национальных интересах.

Россия никоим образом не выигрывает от фактической оккупации Донбасса, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии или от своих наемных сил в Сирии, Ливии и Центральноафриканской Республике. Военные и бюджетные расходы могут быть ограничены, но эти действия, а также убийства за границей порочат международный авторитет России и сопровождаются бесконечными лживыми отрицаниями со стороны высших российских чиновников. Как следствие, большинство западных стран не хотят проводить двусторонние встречи с президентом России, которого многие считают скромным убийцей. В национальных интересах России не может быть, чтобы с ней обращались как с государством-изгоем, находящимся чуть выше Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи и намного ниже Китая.

Экономические затраты на то, чтобы быть почти государством-изгоем, значительны. С тех пор как в феврале 2014 года в Крыму началась военная агрессия России, он подвергся суровым экономическим санкциям Запада. Эти санкции сокращают доступ России к международным финансам, инвестициям и росту ВВП и, таким образом, снижают уровень жизни. Для иностранного бизнеса санкционный риск усугубляется кредитным и репутационным рисками. В то время как другие страны с развивающейся экономикой извлекали выгоду из дешевого международного финансирования, Россия была вынуждена сократить свою внешнюю задолженность с 720 миллиардов долларов в январе 2014 года до 464 миллиардов долларов в сентябре 2020 года, и с лета 2018 года она оставалась на столь же низком уровне. на российском фондовом рынке удивительно низкие по международным стандартам из-за совокупного воздействия внутренней клептократии, низких цен на нефть и западных санкций, которые регулярно ужесточаются с марта 2014 года.


В постпутинский период главный международный экономический интерес нового российского правительства должен заключаться в том, чтобы избавиться от западных санкций. Международная экономическая интеграция должна быть одной из основных целей России, но в нынешних условиях такая интеграция невозможна. Уже одна эта причина должна убедить любое российское правительство умерять свою внешнюю политику.

Таким образом, России после Путина необходимо изменить свою внешнюю политику. Вместо того, чтобы тратить доверие и деньги на целый ряд региональных конфликтов и наемников в различных странах, постпутинской России следует попытаться урегулировать эти конфликты и установить хорошие отношения с большинством стран, убедившись, что все санкции, связанные с ними, отменены. Самое главное, Россия должна начать говорить правду в своих публичных заявлениях. Он должен уважать международное право. Единственное, что можно сказать о внешней политике Путина, это то, что он продолжал участвовать в многосторонних форумах.

С экономической точки зрения Россия должна взаимодействовать с развитыми странами Европы, Северной Америки и Азии. Он обладает огромным потенциалом для развития высоких технологий с огромным человеческим капиталом в области инженерии и математики, который при Путине был растрачен и напуган за рубежом. Этот капитал лучше всего развивать за счет интенсивной интеграции с наиболее развитыми экономиками. Для этого нужна свобода торговли, труда, услуг, капитала и инвестиций. России следует стремиться к заключению выгодных соглашений о двусторонней интеграции с Европейским союзом (ЕС), Северной Америкой и Восточной Азией, о чем не может быть и речи, пока Россия подвергается западным санкциям.

Возвращение внешней политики России к нормальной жизни требует не только новых людей в Министерстве иностранных дел и новых директив от новых политических правителей, но и серьезных усилий по преодолению предрассудков, которые сформировались среди многих граждан.



Среди россиян широко распространено представление о «вечных врагах» России, веками пытавшихся сдерживать и унизить ее. Хотя традиционными врагами являются Великобритания и США, в последние годы этот список расширился и теперь включает почти всю Европу, не говоря уже о Грузии и Украине. Память об общей битве против Гитлера выгравирована. Никто в России не хочет говорить о помощи США Советскому Союзу через Закон о ленд-лизе. Вместо этого все чаще утверждается, что Советский Союз выиграл Вторую мировую войну в одиночку.

Большинство россиян не понимают, что что-то не может быть игрой с нулевой суммой. В любом международном конфликте они ищут не взаимовыгодного решения, а «победы».


Новому правительству потребуются время и усилия, чтобы преодолеть этот менталитет22. После того, как Россия вернулась к демократии, Западу необходимо вмешаться. ЕС, вероятно, будет главным действующим лицом. В одиннадцати посткоммунистических странах, присоединившихся к ЕС, ЕС доказал, что он знает, как построить демократию и верховенство закона23. Он должен следовать той же повестке дня с Россией. Статья 49 Европейского договора гласит: «Любое европейское государство, которое уважает ценности, указанные в статье 2, и привержено их продвижению, может подать заявку на вступление в Союз» 24.

По всем параметрам Россия - европейская страна. Его уровень ВВП немного выше, чем у самой бедной страны-члена ЕС, Болгарии. ЕС должен в полной мере взаимодействовать с Россией, а также с Украиной, Беларусью, Молдовой, странами Кавказа и Западными Балканами.



Об авторах

Д-р Андерс Ослунд - старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета. Он также преподает в Джорджтаунском университете. Он является ведущим специалистом по экономической политике в России, Украине и Восточной Европе.

Д-р Ослунд служил экономическим советником нескольких правительств, особенно правительств России (1991-94) и Украины (1994-97). Он является председателем Консультативного совета Центра социальных и экономических исследований в Варшаве и Научного совета Института экономики переходного периода Банка Финляндии. Он широко опубликовал и является автором четырнадцати книг, последней из которых является «Клановый капитализм в России: путь от рыночной экономики к клептократии» (YUP, 2019) и с Симеоном Дьянковым, «Вызов роста Европы» (OUP, 2017) и «Украина: что пошло не так» Как это исправить (2015). Другие его книги - «Как был построен капитализм» (CUP, 2013) и «Капиталистическая революция в России» (2007). Он также отредактировал шестнадцать книг.

Доктор Леонид Гозман - российский политик и обозреватель

С 2008 по 2013 год Леонид Гозман занимал должность директора по гуманитарным проектам в РОСНАНО, государственном предприятии, занимающемся коммерциализацией инноваций в области нанотехнологий, а с 1999 по 2008 год он был членом правления и представителем по связям с государством и НПО в Единой энергетической системе России. Россия (РАО ЕЭС). Активный участник демократического движения в России, политический советник Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, он также является автором восьми книг и преподает в МГУ. Ранее он был научным сотрудником Центра Вудро Вильсона и профессором психологии и русского региона в колледже Дикинсон в Карлайле, штат Пенсильвания. Во время своей стажировки доктор Гозман изучал социальное предпринимательство как средство углубления гражданской активности и демократического развития в России.

2 комментария:

Cin-Cin комментирует...

Очень зобористую дурь курили авторы данной писаники

Борис Д. Яровой комментирует...

А по мне так наоборот, дети в песочнице больше новых мыслей скажуь

Хотите скачать Google Chrome? - Вы хороший сотрудник.

Почему некоторые работники остаются на работе дольше других? Ответ на этот вопрос искал экономист Майкл Гаусмен. Его гипотеза состоял...