Культура и отдых как часть семейных расходов


Российские семьи тратят на культуру и отдых более 6% своего бюджета. В структуре ВВП доля таких расходов чуть выше 2%. На фоне развитых стран это немного. Но так ли все плохо? В Институте управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ изучили потенциал отечественной экономики впечатлений. Результаты работы представят на XX Апрельской международной научной конференции. IQ.HSE публикует тезисы доклада.

В современном мире впечатление — это новое экономическое предложение — четвертое после привычных сырья, товаров и услуг. Экономика впечатлений, включающая культуру, туризм, ресторанный, музейный, выставочный бизнес и рад других сфер занятости, потеснила традиционную. Товары и услуги теперь не просто продаются, а продвигаются на рынке с помощью эмоций, которые возникают в связи с взаимодействием с ними. Люди не могут жить без эмоций и готовы платить за свои впечатления.

С точки зрения потребления выделяют четыре области впечатлений:
 Развлечение. Товар или услуга соотносится с чем-то положительным в сознании потребителя. Пример: просмотр рекламного ролика вызывает позитивные эмоции и желание приобрести товар.
 Обучение. Потребитель всецело поглощен процессом и выполняет различные действия для получения знаний и умений (обучающие программы, развивающие игры и проч.).
 Уход от реальности. Человек полностью погружен в процесс и активно в нем участвует. Пример: фитнес-центры (их абонементы приобретаются не только с практической целью, но и с целью «приобрести» эмоции от самих занятий).
 Эстетика. В эстетические впечатления люди погружаются, однако остаются пассивными Пример: посещение кофейни, чтобы выпить чашечку кофе (выпить можно и дома, а в кофейню идут за удовольствием от уютной обстановки и новыми впечатлениями).

Наиболее распространенные типы впечатлений в России — это развлечения с моделью пассивного поглощения и получения ощущений извне. При пассивном участии потребитель не оказывает непосредственного влияния на представление. Поглощение возникает, когда впечатление переносится во внутренний мир человека и удерживает его внимание. К таким типам относятся классический театр и кино.
В последние несколько лет актуальными становятся активные модели — обучение и уход от реальности: иммерсивные театры, кулинарные школы, квесты и прочие интерактивные практики.

За 12 лет (с 2004 к 2017 году) расходы российских семей на организацию досуга и культурные мероприятия увеличились в номинальном выражении в 5,1 раза, в реальном — в 1,8. Доля этих трат в общих расходах семейных бюджетов возросла с 5,9% до 6,4%, реагируя на изменение уровня благосостояния граждан: пик (7,4%) в 2008 году, обвал в кризис 2008-2009, восстановление до 7% в 2013-м и новое падение на фоне экономических потрясений 2014-2015.

В сравнении с государствами Евросоюза российская доля расходов граждан на культуру и отдых невысока. В последние 10 лет динамика положительная, но отставание по-прежнему заметное. Для сравнения Великобритания (11,1%), Австрия (10,1%), Германия (9,1%).
Приближены к европейским значениям отдельные регионы РФ: Московская область (14,9%), Хабаровский край (9,7%), Ярославская (9,4%), Свердловская (8,9%), Белгородская (8,3%) области, Санкт-Петербург (7,7%), Ленинградская область (7%), Москва (6,5%). Минимальные показатели в Рязанской области (2,9%) и республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия — около 2,5%).

В большинстве передовых стран доля расходов населения на культурные мероприятия и организацию отдыха в структуре ВВП остается стабильной: в минувшем десятилетии — около 5%. За исключением Норвегии, Новой Зеландии, США, Великобритании и Греции, где расходы растут несколько быстрее среднего. В России за последние пять лет показатель немногим выше 2%.

Неразвитость творческих индустрий приводит к недостаточной конкурентоспособности РФ на новых, растущих рынках. Внешнеторговый потенциал отечественных креативных отраслей незначителен: доля в мировом экспорте — 0,3% (2015).
Наибольшую часть экспорта творческих товаров представляет издательская продукция, печатные медиа и дизайн. Самые востребованные из услуг — реклама, маркетинговые исследования, архитектурные, инженерные и другие технические услуги.

При низком экспортном потенциале в России устойчиво увеличивается импорт, что приводит к нарастанию отрицательной динамики внешнеторгового сальдо в этой сфере. В 2015 году импорт в области творческих индустрий резко сократился, однако не за счет импортозамещения, а за счет неблагоприятного изменения курса валют.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ставьте САМООЦЕНКИ, ПИШИТЕ комментарии.

.