Кафедра иностранных языков - Translate

Кафедра Географии, кафедра маркетинга, кафедра менеджмента

Когнити́вный диссона́нс - психический дискомфорта индивида

- Еще раз, тварь, назовешь меня интеллигентным человеком и до конца жизни будешь ссать кровью. Понятно, гнида?
- Профессор, что вы говорите, вы же Депутат...
- Это я здесь, ублюдок, в этих гнилых стенах Профессор, а вот сейчас я возьму тебя за шкирку, мы зайдем за угол и — оп, вжух — я уже не на работе, а ты — не мой студент, а всего лишь чмырь на тонких ножках. И ничто, придурок, не помешает мне замочить тебя в сортире и выбить зубы по самые яйца... Профессор презрительно сплюнул, вернул лицо в нормальное состояние и посмотрел на студента. Студент стучал зубами и молчал. Профессор вздохнул:
- Видит Бог — я сделал все, что мог. Либо вы мне сейчас расскажете — что такое когнитивный диссонанс, либо я не смогу вам поставить даже тройку. Думайте, уважаемый, думайте...

Когнити́вный диссона́нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Иначе говоря, когнитивный диссонанс, это разрыв шаблона, вплоть до взрыва мозга.



Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она объясняет конфликтные ситуации, которые возникают в «когнитивной мозговой структуре сознания одного человека». Теория исследует состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого общества.

Возникновение когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может появиться по следующим причинам:
  • из-за логического несоответствия двух и более фактов;
  • «по причине культурных обычаев»;
  • в том случае, когда индивидуальное мнение не совпадает с социальными нормами;
  • из-за несоответствия опыта прошлого с ситуацией настоящего.

Степень когнитивного диссонанса

Существование диссонанса принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить восприятие диссонанса, человек использует один из спосбов:
  • Меняет свое поведение
  • Изменить одну из когниций, то есть убедить себя в обратном.
  • Фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.
  • Применить критерий истины к поступившей информации, признать свои ошибки и поступить в соответствии с новым, более полным и ясным пониманием проблемы.

Предотвращение появления когнитивного диссонанса и его избегание

Механизмы «фильтрации» личностно значимой для субъекта информации описывается теорией «психологических защит» (понятие введено Зигмундом Фрейдом и далее разработано его дочерью Анной Фрейд). «Сшибка», противоречие, возникающее в сознании индивида относительно глубинно, личностно значимых тем, является основным механизмом в образовании неврозов. 

Иногда индивид может предотвратить появление диссонанса (и, как следствие, внутреннего дискомфорта) тем, что попытается избежать любой информации относительно своей проблемы, вступающей в противоречие с уже имеющейся информацией.

Если же диссонанс уже возник, индивид может избежать его усиления путём добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему» вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (решение) и, в конце концов, ослабила или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников информации, которые будут его увеличивать. Однако часто такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом или предубеждение, что является опасным фактором, влияющим на мировоззрение индивида.
Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции», то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Как результат, другая альтернатива теряет привлекательность в его глазах.

В результате такого поведения происходит смена определённых установок человека (на которые ситуация так или иначе влияет), а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний. 

Люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» своё мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя. В филологии такой конфликт смыслов называют оксюморон