ПИШИТЕ:
avatarabo@gmail.com
ЗВОНИТЕ WhatsApp
+7 902 064 4380
ОБРАЩАЙТЕСЬ:
Telegram

Точка входа в новую реальность экономического развития России

Сделать следующий шаг

У нас принято говорить: ничего, мы потерпим, зато наши дети будут жить хорошо. В этих словах нет оправдания трудностей. Думать о будущем, о семье — это наша национальная черта. Мы такие, и нам не надо меняться. Мы всегда будем заботиться о детях и внуках. И Родина для нас — не какое-то абстрактное понятие, а то, что важнее всего.

Та ситуация, в которой мы оказались сейчас, это итог большого периода нашей истории. Почти тридцать лет — огромный срок для жизни каждого, немало и для страны. Что же происходило у нас в эти годы? Жалеть ли о них? Гордиться ли ими? Вопрос важный и своевременный, ведь если мы неправильно оценим суть перемен, нам трудно будет найти верный путь.


Странные реформы

Нередко можно услышать: сколько можно кивать на 90-е; всё, что тогда сделали не так, давно можно было исправить. Наивное рассуждение. «Реформаторы» пришли к власти в 1985 году. Именно так, в 1985-м. Сменяя друг друга, они за 15 лет достигли невиданных результатов: развалили одну страну и довели до ручки другую.

Реформы должны проводиться для того, чтобы улучшить жизнь людей. Но когда в течение 15 лет жизнь последовательно и неуклонно ухудшается, очевидно, что речь идёт о чём-то другом, но никак не о реформах. Впрочем, нашим зарубежным «доброжелателям» всё нравилось. Они одобрительно похлопывали по плечу «реформаторов», явно ожидая, что ещё немного, и всё, наконец, окончательно развалится.

Однако этого не произошло. Отчасти потому, что и во власти нашлись люди, сопротивлявшиеся такому развитию событий. Но в большей степени оттого, что народ стал всё более открыто требовать перемен в политике.

Конечно, 15 лет развала и хаоса не прошли даром. И стоит ли удивляться, что выход из тупика оказался так сложен. Но лучше тяжело идти в гору, чем весело лететь в пропасть.

Путь вперёд

90-е годы — они ещё близко. И мы их отлично помним. Замирали цеха, пустели КБ, прекращалась выплата зарплаты. Не стало элементарного порядка. На селе не знали, где раздобыть топливо для посевной. В городе вдруг начал пропадать бензин. В нашей стране, с ее колоссальными нефтяными запасами, люди ездили с обязательной канистрой в багажнике: на всякий случай. Инженеры, конструкторы, квалифицированные рабочие — элита профессии, шли в грузчики, охранники, брались за любое дело, чтобы прокормить семьи. На некоторых предприятиях заработанную плату выдавали … продукцией. Но ладно, если человек выпускал посуду, её можно было хоть как-то, вполцены, продать. А что было делать тем, кто работал, на оборонку?

Разумеется, это не тревожило «реформаторов». Да кто на нас собирается нападать? Зачем нам столько ракет, танков? Да и вообще, к чему такая дорогостоящая промышленность? Автомобили, вагоны, трамваи — всё, что будет нужно, купим на Западе — вот их любимые тезисы. Что тогда оставалось делать… Только скрипеть зубами и верить, что нашим доморощенным «преобразователям» всё-таки не удастся добить экономику.

На рубеже веков отступление наконец было остановлено. Во власти ещё оставалось немало «реформаторских» кадров, олигархи ещё чувствовали себя хозяевами жизни. Но уже было ясно: такого, что было прежде, больше не будет. Страна пойдёт другим путём.

На протяжении 15 лет идёт медленное, тяжёлое восстановление потенциала страны. Очень многое по-прежнему не так, как хотелось бы. Но главное сделано. У нас снова есть сельское хозяйство, способное кормить не только себя, но и Европу. У нас есть своя, независимая промышленность. Жизнь вернулась в цеха и в КБ. Восстановлена транспортная инфраструктура. Бесперебойно работает топливно-энергетический комплекс, обеспечивая и промышленность, и сельское хозяйство. Растет добыча нефти. Ведущие российские компании осваивают ближнее и дальнее зарубежье. Обеспечена безопасность страны. Конечно, жаль потерянного времени. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Одним из самых правильных, спасительных решений стало создание системы государственных корпораций. По сути это такие отраслевые министерства, только лишённые их традиционных бюрократических недостатков. Невозможно собрать в одном ведомстве специалистов по всем направлениям, да это и не нужно. Задача министерства в другом: разработка государственной стратегии, обеспечение госзаказа, финансовая, а если надо, то и политическая поддержка. А всё остальное могут и успешно делают на уровне корпораций. Здесь знают, как организовать производство, видят потребности людей, думают над тем, как ежедневно решать оперативные вопросы.

Мы снова вышли победителями

Хорошо известно, что рыночная экономика невозможна без кризисов. Это как закон природы, с ним не поспоришь. Но то, что случилось с нами в последние четыре года — не кризис. Мы столкнулись с экономической агрессией. Вот уже четыре года (ровно столько, сколько шла Великая Отечественная) против России ведется экономическая война. Цель её — не ослабить или отбросить назад. Её цель — уничтожить. Это и не скрывается. Об этом прямо говорили и американский президент, и английский премьер-министр.

Да, нам был нанесен существенный урон. Купить у Запада что-то необходимое и современное, как обещали «реформаторы», оказалось невозможно. Закрылись рынки для многих видов нашей продукции, стало нереально получить кредит в западном банке. Западом было сделано всё, чтобы уронить цену на нефть, а, следовательно, нанести удар по рублю. На Россию обрушилась вся экономическая мощь Европы, управляемой из-за океана. И что же в итоге?

Они хотели, как хуже, а вышло, как всегда. Это было даже полезно — остаться один на один со своими проблемами. Если перекрыт доступ к высоким технологиям, значит, нужно разрабатывать их самостоятельно. Если закрыты одни рынки, надо искать другие. Увеличивать производительность, снижать издержки. А ещё в такой ситуации проявляют себя новые лидеры, новые капитаны производства. Те, кто способны решить задачу, как бы сложна она ни была.

Россия — устойчивая система

Недостатков и промахов у нас хватает. Встречаются руководители, которые по моральным и деловым качествам не соответствуют требованиям времени. Но даже это не создает критического положения. Почему? Потому что создано главное: устойчивая система государственного управления. Эта система реагирует не так быстро, как нам бы хотелось, но реагирует. И ситуация меняется. А это значит, что путь, избранный страной, — правильный. И сворачивать с него — нельзя. Весь мир видит, как стремительно меняется Россия. В самые трудные времена нефтяная отрасль в буквальном смысле удержала экономику. Обеспечила наполнение бюджета, благодаря чему были выполнены социальные обязательства. И сейчас именно нефтяная отрасль дает стране возможности развития, ведь именно здесь сосредоточены самые передовые технологии мирового уровня.

Мы возвели новые электростанции и наладили производство газотурбинных морских двигателей. Мы добываем нефть из любых глубин. Всё больше качественного медицинского оборудования производится на наших предприятиях. Снова, спустя 60 лет, мы начали строить гражданские круизные лайнеры, а ледокол класса «Лидер» по существу является революцией в судостроении. У нас хватило сил на новый космодром, и мы вернулись в космическое пространство.

Предприятия дают объявления с забытым слово «требуются», возводятся новые цеха и заводы. Появилось понятие «территория опережающего развития», и туда потянулись специалисты. Своя электроника, современные АЗС, своя робототехника, свои научные центры, свои медицинские разработки, свои методики обучения. С каждым днем мы становимся сильнее и независимее, а Крымский мост — это и есть та самая дорога, которая соединяет настоящее и будущее. Главное же — другим стало настроение людей. Они верят в свою Родину, с надеждой глядят в завтрашний день. Строятся тысячи новых школ и детских садов, молодые семьи въезжают в новые квартиры, возводятся храмы, открываются театры и концертные залы.


Сделай свой выбор

Что нужно власти для принятия ответственных решений? Доверие и поддержка народа. Легитимность — это же не просто скрупулёзное следование букве закона. Если на выборы пришло, к примеру 30% избирателей, то формально такая власть законна. Но велика ли степень её поддержки? Есть и ещё одно обстоятельство, о котором нельзя умолчать. Низкая явка — это просто подарок нашим западным «друзьям». Нет сомнения, западные СМИ день и ночь будут мусолить эту тему, и в каждом новом сообщении число пришедших на избирательные участки будет сокращаться. Очевидно, что наше недостаточно активное участие в выборах станет аргументом в противодействии российской политике.

Если мы хотим дальнейшего развития, принятия смелых стратегических решений, мы должны участвовать в выборах президента. Это единственный и правильный способ выразить доверие не какому-то конкретному кандидату, а самому государству. Это возможность открыто сказать, что своё будущее мы связываем со своей страной. С Россией, единственной и неделимой".