Время и режим работы изменить нельзя. Место - можно.
10 сентября Европейский Суд разослал пресс-релиз № 99/15 в котором сообщил о наступлении новой эры во всем посткапиталистическом обществе. Формально, это просто решении по иску против испанской компании Tyco, однако провозглашенный в документе постулат о том, что "время, потраченное работником на то, чтобы добраться из дома до места работы и обратно, должно считаться рабочим временем" способна изменить весь мир бизнеса и не только. Давайте попытаемся спрогнозировать, к каким последствиям в среднесрочной и долгосрочной перспективе приведет это решении Европейского Суда. При этом нет особого смысла размениваться на нюансы, какие конкретно профсоюзы, в каких странах и как быстро смогут добиться аналогичного решения для своих членов. Факт есть факт, ящик Пандоры открыт, джин вылетел из свой бутылки и обратно его не вернуть.
Начнем с цифр - сколько обычный сотрудник тратит времени для того, чтобы добраться до работы? - Полчаса, час, два часа. Плюс столько же времени обратно. Когда компания начнет оплачивать эти часы, то при 8-часовом рабочем дне зарплата должна увеличиться на 12,5; 25 и 50 процентов соответственно. А ведь для многих предприятий сферы услуг, сервисных и торговых организаций именно зарплата составляет основную статью затрат. Такое существенно повышение издержек никого Предпринимателя не оставит равнодушным, и они начнут действовать.
Последствия для бизнеса.
Интенсификация использования человеческого капитала. Самое простое (не верное) решение в кризисной ситуации - делать туже самую работу меньшим количеством людей. И здесь сразу вспоминаются слова Германа Грефа, сказанные им в 2008 году по поводу планов сокращения сотрудников Сбербанка: "У нас низкий уровень производительности труда по сравнению с мировыми лидерами, что связано не только с недостаточной автоматизацией процессов, но и с нерациональной организацией работы." И как бы там ни было, а за прошедшие 8 лет автоматизация бизнес процессов, и структура организации работы шагнула далеко вперед. Достаточно вспомнить о холакраси, самообучающихся нейронных сетях и соционических расстановках.
Смена места жительства сотрудников. Сегодня в любом крупном городе мира можно лицезреть одну и ту же утреннюю картину, как тысячи клерков, служащих, сотрудников спешат на работу из одного района мегаполиса в другой. А навстречу им, в противоположном направлении движется точно такая же волна из клерков, служащих и сотрудников. Раньше работодателя не волновало, из какой Тмуторакани и с каким количеством пересадок добирается до места ратного труда его продавец, администратор или диспетчер. Теперь же ситуация меняется, и владелец бизнеса становиться очень заинтересованным в том, что бы все его подчиненные жили в "шаговом доступе" и "время прибытия" равнялось 15 - 20, а в идеале и 5 минутам.
Удаленная работа. Как явления, понятие "удаленная работа" присутствует и сегодня, имея достаточно стандартный набор недорогих управленческих и технологических решений "дистанционный офис". Однако в массе своей для многих Предпринимателей такая организация труда является больше экзотикой, чем обычной практикой. Сегодня сплошь да рядом можно наблюдать картину, как преодолев все городские пробки, ответственный сотрудник впадает в кабинет, хватается за компьютер и весь день на нем что-то печатает, рисует, программирует. При этом он делает несколько звонков партнерам, которые находятся на расстоянии 9000 километров и коллегам, сидящим в 9 метрах от него. После чего, заполнив сводки-таблицы и отправив по электронной почте свежую порцию произведенного контента, человек отправляется на очередной подвиг под названием "путь домой". В свете нового решения Европейского Суда, всю эту работу сотрудник теперь прекрасно будет делать у себя дома, приезжая в офис один раз в неделю исключительно на внеплановый корпоратив.
Социальные последствия.
Общественный транспорт. Тем, кто не по наслышке знаком с ежедневными утренними и вечерними транспортными пробками, не надо сильно объяснять, что значит уменьшение нагрузки на общественный транспорт на 20 - 25 процентов. Это не только сэкономленное время, но и сохраненные нервы, которые как известно, восстановлению не подлежат. А еще это колоссальная экономия для любого городского бюджета, где затраты и субсидии на метро, трамвай, троллейбус, автобус, паром, фуникулер составляют весьма кругленькую сумму.
Рынок коммерческой недвижимости. Деловой квартал и спальный район - все эти определения останутся в прошлом, Офисные и жилые помещения будут располагаться на максимально близком расстоянии друг от друга. Вполне обыденным станет явление, когда успешные предприятия будут выкупать целые подъезды в домах, где на первых двух - трех этажах будет вестись предпринимательская деятельность, а выше располагаться жилые квартиры и апартаменты. Ведомственное жилье, понятие из истории бывшего СССР вновь вернется в нашу реальность.
Фаст-фуд питание. Сегодня, когда перерыв на обед длиться час, мало кто из сотрудников имеет возможность питается дома, давая тем самым возможность успешно существовать различным столовым, кафе и другим предприятиям индустрии быстрого питания. Если же дом находиться рядом с работой, то многие предпочтут конвейерным однотипным гамбургерам и пицам свою, уникальную домашнюю еду.
Конечно, эта новая реальность наступит не сразу. Одним странам на это понадобятся годы, другие и через десятки лет будут в прошлом тысячелетии. Неизменно одно - прогресс неумолимо движется вперед, открывая перед нами все новые технологические и социальные горизонты успешной жизни.
Начнем с цифр - сколько обычный сотрудник тратит времени для того, чтобы добраться до работы? - Полчаса, час, два часа. Плюс столько же времени обратно. Когда компания начнет оплачивать эти часы, то при 8-часовом рабочем дне зарплата должна увеличиться на 12,5; 25 и 50 процентов соответственно. А ведь для многих предприятий сферы услуг, сервисных и торговых организаций именно зарплата составляет основную статью затрат. Такое существенно повышение издержек никого Предпринимателя не оставит равнодушным, и они начнут действовать.
Последствия для бизнеса.
Интенсификация использования человеческого капитала. Самое простое (не верное) решение в кризисной ситуации - делать туже самую работу меньшим количеством людей. И здесь сразу вспоминаются слова Германа Грефа, сказанные им в 2008 году по поводу планов сокращения сотрудников Сбербанка: "У нас низкий уровень производительности труда по сравнению с мировыми лидерами, что связано не только с недостаточной автоматизацией процессов, но и с нерациональной организацией работы." И как бы там ни было, а за прошедшие 8 лет автоматизация бизнес процессов, и структура организации работы шагнула далеко вперед. Достаточно вспомнить о холакраси, самообучающихся нейронных сетях и соционических расстановках.
Смена места жительства сотрудников. Сегодня в любом крупном городе мира можно лицезреть одну и ту же утреннюю картину, как тысячи клерков, служащих, сотрудников спешат на работу из одного района мегаполиса в другой. А навстречу им, в противоположном направлении движется точно такая же волна из клерков, служащих и сотрудников. Раньше работодателя не волновало, из какой Тмуторакани и с каким количеством пересадок добирается до места ратного труда его продавец, администратор или диспетчер. Теперь же ситуация меняется, и владелец бизнеса становиться очень заинтересованным в том, что бы все его подчиненные жили в "шаговом доступе" и "время прибытия" равнялось 15 - 20, а в идеале и 5 минутам.
Удаленная работа. Как явления, понятие "удаленная работа" присутствует и сегодня, имея достаточно стандартный набор недорогих управленческих и технологических решений "дистанционный офис". Однако в массе своей для многих Предпринимателей такая организация труда является больше экзотикой, чем обычной практикой. Сегодня сплошь да рядом можно наблюдать картину, как преодолев все городские пробки, ответственный сотрудник впадает в кабинет, хватается за компьютер и весь день на нем что-то печатает, рисует, программирует. При этом он делает несколько звонков партнерам, которые находятся на расстоянии 9000 километров и коллегам, сидящим в 9 метрах от него. После чего, заполнив сводки-таблицы и отправив по электронной почте свежую порцию произведенного контента, человек отправляется на очередной подвиг под названием "путь домой". В свете нового решения Европейского Суда, всю эту работу сотрудник теперь прекрасно будет делать у себя дома, приезжая в офис один раз в неделю исключительно на внеплановый корпоратив.
Социальные последствия.
Общественный транспорт. Тем, кто не по наслышке знаком с ежедневными утренними и вечерними транспортными пробками, не надо сильно объяснять, что значит уменьшение нагрузки на общественный транспорт на 20 - 25 процентов. Это не только сэкономленное время, но и сохраненные нервы, которые как известно, восстановлению не подлежат. А еще это колоссальная экономия для любого городского бюджета, где затраты и субсидии на метро, трамвай, троллейбус, автобус, паром, фуникулер составляют весьма кругленькую сумму.
Рынок коммерческой недвижимости. Деловой квартал и спальный район - все эти определения останутся в прошлом, Офисные и жилые помещения будут располагаться на максимально близком расстоянии друг от друга. Вполне обыденным станет явление, когда успешные предприятия будут выкупать целые подъезды в домах, где на первых двух - трех этажах будет вестись предпринимательская деятельность, а выше располагаться жилые квартиры и апартаменты. Ведомственное жилье, понятие из истории бывшего СССР вновь вернется в нашу реальность.
Фаст-фуд питание. Сегодня, когда перерыв на обед длиться час, мало кто из сотрудников имеет возможность питается дома, давая тем самым возможность успешно существовать различным столовым, кафе и другим предприятиям индустрии быстрого питания. Если же дом находиться рядом с работой, то многие предпочтут конвейерным однотипным гамбургерам и пицам свою, уникальную домашнюю еду.
Конечно, эта новая реальность наступит не сразу. Одним странам на это понадобятся годы, другие и через десятки лет будут в прошлом тысячелетии. Неизменно одно - прогресс неумолимо движется вперед, открывая перед нами все новые технологические и социальные горизонты успешной жизни.