среда, 1 ноября 2017 г.

Политико-коммуникативные технологии в избирательной практике России и Франции (на примере президентских выборов 2007-2008 гг.)

Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исследование сущности политико- коммуникативных технологий и определение их роли в избирательной практике значимо и в теоретическом, и в практико-политическом плане для развития демократических процессов в современном мире. Обозначенная проблематика актуализируется в связи с осуществляемой модернизацией политической системы России. Преобразования, произведенные в России на рубеже 1980 — 1990-х годов, создали условия для формирования открытого демократического общества с высокой долей информированности и участия граждан в политической жизни страны, где особое значение приобретает политическая коммуникация, призванная обеспечивать взаимодействие политической системы и гражданского общества посредством постоянного обмена информацией.
Кульминационным моментом, как для политического коммуникационного пространства, так и для политико-коммуникативных технологий, несомненно, являются выборы органов власти и проводимые в этой связи избирательные кампании с их насыщенной информационной составляющей. Выборы являются источником и способом легитимации власти в демократическом обществе, а избирательные кампании представляют собой конкурентную борьбу различных политических сил, в ходе которой возникает возможность сравнения и выбора тех или иных кандидатов и их предвыборных программ. Существенная роль в данном процессе принадлежит демократически организованному процессу применения политико-коммуникативных технологий, которые позволяют обеспечить достаточно высокий уровень конкурентности избирательных кампаний в целом, предоставляя гражданам возможность объективно оценить расстановку политических сил в обществе, а также способствуют формированию субъектов политической активности.
Российской избирательной практикой накоплен определенный опыт проведения избирательных кампаний и применения политико- коммуникативных технологий. Однако президентские выборы в России в 2008 и в 2012 годах проходили в условиях низкой конкурентной борьбы и достаточной предсказуемости результатов. Это привело к заметному спаду активности применения политико-коммуникативных технологий, вызвало нарастание в обществе политической апатии, незаинтересованность граждан в участии в выборах и волну недовольства официальными итогами парламентских выборов в декабре 2011 года и президентских выборов в марте 2012 года. Обозначенная динамика политического поведения и настроений граждан актуализируют исследование политико-коммуникативных технологий, их результативности как инструментов выборов, как необходимого условия обеспечения прав и свобод граждан, расширения участия широких масс в политическом процессе, формирования механизма общественного контроля за деятельностью органов власти.
Эффективность научного поиска и достоверность сделанных на его основе выводов возрастает при использовании сравнительного метода. Именно поэтому проблема, избранная в качестве предмета исследования, рассматривается на материале Французской Республики, где также существует проблема определения результативности политико-коммуникативных технологий как инструментов выборов, их использования в избирательных кампаниях. Франция, где выборы традиционно проходят в условиях жесткой конкуренции, существуют высокие стандарты гражданского участия, что подтверждается и избирательными кампаниями последних лет (2007 и 2012 годов), и результатами этих выборов, где механизм организации избирательного процесса и применения политико-коммуникативных технологий отлажен, тем не менее, также обеспокоена степенью вовлечения граждан в выборный процесс, необходимостью усиления политического взаимодействия населения с институтами власти, формирования уважения к государственным институтам и повышения уровня ответственности граждан.
В связи с этим, существует потребность сравнительного изучения политико-коммуникативных технологий, применяемых в рамках избирательных кампаний России и Франции, определения их роли в избирательной практике и особенностей их использования в различных политических пространствах, что актуализирует заявленную тему, ее научную и практическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Выделение коммуникативистики в самостоятельную отрасль научного знания принято связывать именно с началом исследований политических явлений и политической пропаганды, которые нашли свое отражение в классических работах Г. Лассуэла, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Г. Годэ, Л. Фестингера, У Липпмана, Дж. Гербнера и других.
Проблемы анализа политических систем и определения места и роли в их функционировании информационно-коммуникационных процессов были изучены в трудах зарубежных авторов Д. Истона, Г. Алмонда, Дж. Коулмана, И. Винера, К. Дойча и в работах отечественных ученых М.Г. Анохина, М.Н. Грачева, М.С. Вершинина, Л.Н. Тимофеевой и других.
К работам теоретико-методологического плана, в которых авторы определяют сущность и природу коммуникации как результат общественного развития, разрабатывают категориальный аппарат данного феномена, выявляют специфику самого процесса коммуникации в политической сфере, можно отнести труды таких отечественных исследователей, как Н.В. Анохин, В.П. Конецкая, O.A. Малаканова, Л.Р. Посикера, А.И. Соловьев и других.
Отдельно следует выделить исследования, которые рассматривают в качестве предмета коммуникации современные средства массовой информации. Авторы, работающие в этом формате, определяют роль и место СМИ в политическом пространстве в условиях переходного периода политической системы. Это работы Е.Г. Дьяковой, Я.Н. Засурского, Г.С. Мельника, Е.П. Прохорова и других. Эти исследователи рассматривают также эволюцию информационных технологий, которая определяет новые векторы развития и новые возможности для политической коммуникации. В этой связи следует отметить, прежде всего, работы Ю.А. Нисневича, М.С. Вершинина, A.B. Чугунова, М.Г. Анохина и других.
Накопленный в последние годы отечественный теоретико-практический опыт основан на изучении практики проведения большого количества избирательных кампаний разных уровней. К таким работам можно отнести труды Е. Малкина и Е. Сучкова, А. Мирошниченко, которые представляют собой системный подход к исследованию полного спектра технологических аспектов избирательных кампаний.
Для данной диссертационной работы особенно важными оказались исследования, рассматривающие избирательные технологии как одну из форм политического маркетинга. Исследования маркетинговых технологий в политической сфере отражены в работах А.И. Ковлера, Ф.Н. Ильясова,
Е.Г. Морозовой Ю.С. Коноплина, В.В. Лобанова и других.
Различные аспекты политико-коммуникативных технологий были изучены в рамках исследований, посвященных политической рекламе. Ряд работ зарубежных авторов связан с анализом общих законов функционирования рекламы и специфических черт политической рекламы. В этом формате выполнены работы таких авторов, как: Д. Огилви, А. Дейян, И. Ротцолл, К. Бове, У. Арене. Из отечественных ученых в разработку данной проблематики наибольший вклад внесли Э.Е. Старобинский, И.Л. Викентьев, Л.Ю. Гермогенова, И.Я. Рожков, Н.В. Старых, В.В. Ученова. Наряду с данным подходом, интерес представляют работы таких российских ученых, которые выделяют политическую рекламу в качестве самостоятельного объекта исследования: В.Л. Музыкант, Т.Э. Гринберг, Е.В. Егорова-Гантман, С.Ф. Лисовский, С.В. Мошкин.
В связи с ростом популярности такой политико-коммуникативной технологии, как паблик рилейшнз в отечественной литературе появилось достаточное количество работ по данной тематике: И.В. Алешина, М.А. Шишкина, Г.Г. Почепцова, Д.В. Ольшанского, А.Н.Чумикова и других.
Не менее значимыми для данного диссертационного исследования являются труды, посвященные паблик рилейшнз как технологии политического маркетинга. Здесь особо следует выделить, например, труды зарубежных ученых Э. Бернейза, С. Блэка, Ф. Котлера. В их работах описываются стратегии управления избирательным процессом, механизмы изучения и формирования общественного мнения, методы сегментирования аудитории и способы воздействия на нее. Рассмотрению паблик рилейшнз как направления политического управления посвящены работы Г.В. Пушкаревой, Е.Г. Морозовой, Е.А. Плешаковой, В.С. Комаровского.
Весьма значимыми для данного исследования являются также работы, в основе которых лежит рассмотрение роли политико-коммуникативных технологий в формировании политического имиджа. Среди данных работ следует выделить труды следующих авторов: О.А. Будариной, Г.Е. Гринберга, Е.А. Орловой, A.M. Цуладзе.
Различные аспекты политической пропаганды как разновидности политико-коммуникативных технологий были освещены в работах В.М. Березина, Е.Л. Доценко, В.Г. Игнатовой, Н.П. Кутырева, С.А. Кислицина, В.П. Конецкой, М.М. Назарова, Д.В. Ольшанского, А.И. Соловьева, В.П. Терина и ряда других ученых. Вышеуказанные авторы рассматривают исторический аспект пропаганды, прослеживают ее роль в развитии политической и социальной сфер общества, рассматривают ряд теоретических аспектов политической пропаганды.
В самостоятельную группу среди современных исследований следует выделить работы, в которых пропаганда рассматривается в качестве технологии информационно-психологической войны, используемой в сфере прикладных коммуникаций. К ним можно отнести труды и статьи И.Н. Панарина, В.Ф. Прокофьева, А.И. Соловьева, И.Л. Морозова, К.С. Гаджиева, Г.Г. Почепцова.
Ряд современных исследователей пропаганды сосредотачиваются на изучении механизмов манипуляции и внушения на межличностном уровне и на уровне массового воздействия. Значительный интерес в данном научном направлении представляют работы С.Г. Кара-Мурзы, Г.В. Грачева, И.К. Мельника.
Особую группу составляют исследования, посвященные выявлению особенностей политико-коммуникационного процесса во Франции. Это работы Ж.-М. Коттрэ, Е.Г. Морозовой, А.А. Большакова. Также заслуживают внимания работы таких авторов, как Ф.-Ж. Маарек, Г. Товерон, М. Лора,
Ж. Жерстле, М. Бонгран, посвященные рассмотрению политического
"
маркетинга как инструмента политической коммуникации .
С точки зрения организации избирательных кампаний во Франции и практики реализации политической коммуникации в избирательном процессе важными являются работы таких авторов, как Ж.-Ж. Сегела, Ф.-Ж. Маарек, Т.Ю. Лебедева.
В целом можно заключить, что, несмотря на наличие большого количества работ, посвященных политической коммуникации, многие технологические аспекты указанной проблематики остаются недостаточно разработанными. Это касается, в первую очередь, вопросов определения места и роли политических коммуникаций, политико-коммуникативных технологий и их результативности на всех стадиях процесса избирательной кампании, а не только в период выборов.
Дальнейшего анализа, несмотря на достаточно большое количество научной литературы, посвященной проблемам функционирования политической коммуникации, характеристике отдельных видов политико- коммуникативных технологий, таких, как политическая реклама, паблик рилейшнз, политическая пропаганда и агитация, требует целый ряд аспектов, связанных с уточнением интерпретации сущности политико-коммуникативных технологий и определением их роли в избирательной практике. Состояние изученности обозначенной проблемы в сочетании с ее актуальностью, научной и практической значимостью предопределили необходимость проведения данного научного исследования.
Объектом исследования являются президентские избирательные кампании в России и Франции 2007 — 2008 гг.
Предметом исследования являются политико-коммуникативные технологии как инструменты избирательного процесса.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей применения политико-коммуникативных технологий в избирательной практике России и Франции для оптимизации организации и проведения выборов органов государственной власти в России.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи:
обобщить существующие подходы к определению политической коммуникации и ее инструментария, связанного с исследованием заявленной темы;
уточнить определение политико-коммуникативных технологий, их сущность и особенности по сравнению с политическими, избирательными, информационными и информационно-коммуникативными технологиями;
на основе сравнительного анализа принципов организации и проведения президентских избирательных кампаний в России и Франции определить роль нормативно-правовой базы в практике применения политико- коммуникативных технологий в избирательных кампаниях этих стран;
на основе сравнительного анализа практики проведения выборов органов власти в России и Франции выявить роль политико-коммуникативных технологий в обеспечении выборов органов государственной власти.
Хронологические рамки исследования определены периодом проведения президентских выборов во Франции в 2007 и в России в 2008 годах. Значимость детального анализа предвыборной борьбы данного периода связана с тем, что как в России, так и во Франции именно в этих кампаниях участвовали и одержали победу политики нового поколения, бывшие государственные управленцы (Д.А.Медведев занимал должность премьер-министра, Н.Саркози — государственного министра), которые не являлись национальными лидерами и участвовали в президентских выборах впервые. Высказанные аргументы, позволяют, на наш взгляд, предположить, что политико-коммуникативные технологии данного электорального цикла, особенности их применения носят показательный характер и дают большие возможности для определения их роли в обеспечении выборов органов власти.
Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении, что сравнительная аналитика применения политико-коммуникативных технологий в избирательных кампаниях России и Франции позволит получить новые данные для определения общих тенденций использования новых форм политико- коммуникативного взаимодействия, связанных с интенсивным развитием средств массовой коммуникации и информационных технологий, и различий применения в избирательных кампаниях России и Франции политико- коммуникативных технологий, обусловленных менталитетом избирателей, нормами электорального законодательства, характером сложившегося в обществе информационного взаимодействия.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили монографические исследования зарубежных и отечественных ученых в области теории политической коммуникации и менеджмента, политической психологии, избирательного процесса.
Автором диссертации применялся системный анализ, позволивший рассмотреть политико-коммуникативные технологии как целостное явление с выделением его составляющих и их взаимодействием, а также факторов, определяющих их использование и результативность.
В качестве методологической исследовательской стратегии выступает компоративистский подход, метод бинарного сравнения, которые позволили выявить общие и особенные тенденции в применении политико- коммуникативных технологий в России и Франции. Синтез сравнительного и нормативного методов дал возможность провести сопоставительную аналитику нормативно-правовой базы процедуры выборов органов государственной власти в России и Франции, разработать рекомендации по оптимизации избирательного процесса.
Использование неоинституционального подхода позволило выявить зависимость поведения субъектов избирательного процесса в России и Франции от различных элементов электорального дизайна (правил и установлений избирательной системы).
Социокультурный подход, использованный в диссертационном исследовании, позволил выявить влияние ценностей и норм политической культуры России и Франции на эволюцию политико-коммуникативных технологий как инструментов избирательного процесса.
В процессе исследования автором применялись методы анализа и синтеза, наблюдения, формально-логический метод и методы обобщения и интерпретации эмпирических данных, позволивших обеспечить логическую завершенность данного исследования.
Источниковая база исследования включает в себя:
монографии и статьи российских и зарубежных авторов, посвященных различным аспектам применения политико-коммуникативных технологий в избирательных кампаниях;
нормативные правовые акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; федеральные законы Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации»; «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О политических партиях» и др.) и Французской Республики (Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года; Электоральный кодекс Франции; Закон «О публикации и распространении некоторых опросов общественного мнения» №77-808), регулирующие сферу избирательного процесса;
статистические данные по электорату России и Франции, касающиеся результатов голосования и явки избирателей на президентских выборах 2002, 2004, 2007, 2008 годов;
результаты социологических опросов населения России и Франции в преддверии и после президентских выборов 2007 — 2008 годов, проведенные ведущими специализированными организациями — Левада-Центр, ВЦИОМ, ФОМ, Institut CSA, Ipsos France, Ifop, TNS Sofres;
материалы прикладных политологических исследований, в том числе связанные с проведением избирательных кампаний в России и Франции в 2007 — 2008 годах мониторинги средств массовой информации, проведенные ассоциацией «ГОЛОС», Центром мониторинга демократических процессов «Кворум», Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе;
материалы ежедневной, еженедельной и ежемесячной прессы России и Франции (электронные версии газет «Незавизимая газета», «Коммерсант», «Le Figaro», «Le Monde», «Liberation», «Le Parisien», «France Soir», журналов «Росбизнесконсалтинг», «L'Express», электронные периодические издания «Интернет-проект «ИноСМИ-RU», РИА Новости);
накопленный автором эмпирический материал по рекламному и PR- обеспечению рассматриваемых избирательных кампаний.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
уточнено определение политико-коммуникативных технологий как системного процесса, предполагающего использование маркетинговых (политический PR, политическая реклама, технологии создания имиджа, директ-маркетинг) и немаркетинговых коммуникаций (политическая агитация, политическая пропаганда) на всех стадиях организации и проведения избирательной кампании, ориентированных на манипуляцию сознанием и поведением аудитории для достижения поставленных коммуникатором политических целей и результатов;
на основе сравнительного анализа норм и положений избирательного законодательства России и Франции выявлены особенности правового регулирования избирательного процесса в этих странах. Во Франции — наличие Электорального кодекса, регулирующего избирательный процесс в стране, доминирующая роль информационного обеспечения граждан о выборах и баллотирующихся кандидатах и контроля за ним, правовое закрепление разделения полномочий по проведению выборов и контролю выборного процесса между несколькими государственными ведомствами. В России избирательное законодательство, включающее широкий спектр эффективных норм по регулированию процесса проведения выборов, тем не менее не охватывает всю процедуру выборного процесса, в частности не содержит законодательного регулирования политической рекламы, технологий прямого маркетинга, проведения совместных агитационных мероприятий, а также имеют место нарушения норм и положений, обеспечивающих равный доступ кандидатов к использованию СМИ, например, отсутствует контроль за распределением эфирного времени между кандидатами. Кроме того, хотя организация и контроль мероприятий, связанных с проведением выборов осуществляется единой централизованной системой постоянно действующих избирательных органов — Центральной избирательной комиссией, в то же время для России характерен низкий уровень государственной поддержки выборов в сфере информирования избирателей;
выявлены общие тенденции использования политико- коммуникативных технологий в избирательных кампаниях России и Франции в период 2007 — 2008 годов, такие как отказ кандидатов от участия в политических дебатах, применение политико-коммуникативных технологий формирования политического имиджа кандидата, политическая видео- и печатная реклама, хотя и минимально используемая в обеих странах. В качестве специфики коммуникативного взаимодействия во Франции выявлено широкое использование интернет-опросов, адресных рассылок, видеообращений в сети Интернет. Особенностью организации и проведении избирательных кампаний в России является доминанта административного ресурса, обусловливающая во многом монополизацию информационного пространства и ненадлежащее исполнение норм избирательного законодательства;
разработаны рекомендации по совершенствованию норм избирательного законодательства Российской Федерации в целях повышения результативности избирательного процесса и политико-коммуникативных технологий: необходимость разработки единого Избирательного кодекса для оптимизации правовой базы избирательного процесса, в частности регулирования политической рекламы, технологий прямого маркетинга и совместных агитационных мероприятий; введение жестких норм законодательства, касающихся распределения эфирного времени, печатных площадей между кандидатами и невозможности освещения деятельности кандидата в связи с исполнением им должностных обязанностей; усиление контроля за соблюдением избирательного законодательства путем создания автономных и независимых от Центральной избирательной комиссии общественных структур; введение системы рассылки информационных бюллетеней о кандидатах и их программах в качестве обязательного организационного компонента в период подготовки выборов.
Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:
Изучение политико-коммуникативных технологий целесообразно проводить не только на микро-, но и на макроуровне с соответствующим концептуальным инструментарием и методическими процедурами. Микроуровневые теории позволяют исследовать политико-коммуникативные технологии через личностный фактор, раскрывая характер информационно- психологического воздействия на индивида, выявляя эволюцию его политических представлений, установок, убеждений, мнений и поведения. Макроуровневые концепции позволяют исследовать сущность политико- коммуникативных технологий как системного процесса, раскрывая его структурно-функциональную составляющую и выявляя направленность процессов информационного воздействия и взаимодействия субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом.
Наиболее полное исследование сущности политико- коммуникативных технологий обеспечивает подход, основывающийся на изучении политико-коммуникативных технологий в совокупности маркетинговых (политический PR, политическая реклама, технологии директ- маркетинга, технологии создания политического имиджа) и немаркетинговых коммуникаций (политическая агитация и политическая пропаганда), различающихся в методах воздействия на общественное сознание. Такое сочетание маркетинговых коммуникаций, направленных на диалог с общественностью, учет потребностей и предпочтений электората, и немаркетинговых, с их ориентацией на одностороннее воздействие на избирателей и отсутствием диалога между отправителем и получателем политических сообщений, позволяет выявить эффективность всего комплекса инструментов воздействия на общественное сознание в период выборов.
Проведенное исследование выявило эволюцию выборных стратегий во Франции во второй половине ХХ века и в России на рубеже 1980 — 1990-х годов. Она выразилась в первоначальном заимствовании американской модели электоральной борьбы, основных маркетинговых политико-коммуникативных технологий, и в последующем отказе в организации избирательных кампаний от полного копирования опыта и методов ведения предвыборной борьбы, идущих из США. Например, во Франции это запрет платной политической рекламы в ходе избирательной кампании, в России — также существенное ограничение ее объема, отказ от широкомасштабного спектра встреч кандидатов с избирателями и другие. Выявленная эволюция избирательных стратегий и технологий свидетельствует о стремлении России и Франции сохранить самобытность политических традиций, культуры, присущих практике выборов органов власти в этих странах.
Полученные результаты подтверждают, что избирательное законодательство страны является фактором, влияющим на результативность выборов. Так, Электоральный кодекс Франции, обеспечивающий законодательное регулирование избирательного процесса в стране и содержащий весь спектр норм и принципов, регламентирующих процесс выборов на национальном, региональном и местных уровнях, особое место уделяет правовому закреплению информирования граждан о выборах и баллотирующихся кандидатах путем рассылки информационных бюллетеней. Кроме того, отдельными законодательными актами закреплено разделение полномочий по проведению выборов и контролю выборного процесса между такими государственными органами Франции, как Министерство внутренних дел, обеспечивающее подготовку и проведение выборов, подсчет голосов на выборах локального уровня, Высший совет телерадиовещания, осуществляющий мониторинг содержания телевизионных программ с целью соблюдения принципа плюрализма мнений и равенства всех кандидатов, Национальная счетная комиссия, Конституционный совет и Национальная комиссия по контролю. В отличие от Франции, избирательное законодательство России, содержащее набор в целом эффективных мер по регулированию избирательного процесса, тем не менее, не включает нормы, регулирующие применение технологий политической рекламы, технологий прямого маркетинга, совместных агитационных мероприятий, а также мер по контролю за распределением эфирного времени между кандидатами, что ведет к невыполнению норм избирательного законодательства в предвыборной борьбе и нарушению равенства доступа кандидатов к СМИ. Кроме того, отсутствует законодательное закрепление за субъектами избирательного процесса централизованного информирования граждан о выборах, баллотирующихся кандидатах, которое обеспечивает не только информированность избирателей о процедуре выборов, но и формирует связь между электоральным корпусом и кандидатами, а также способствует пропаганде их политических программ.
5. В целях повышения результативности избирательного процесса и политико-коммуникативных технологий в России разработаны рекомендации по совершенствованию норм избирательного законодательства. Они заключаются в необходимости введения в России единого Избирательного кодекса для оптимизации правовой основы избирательного процесса, введения законодательных норм по регулированию политической рекламы, технологий прямого маркетинга и совместных агитационных мероприятий, а также ужесточения норм избирательного законодательства в отношении распределения эфирного времени, печатных площадей между кандидатами. Особое внимание должно быть уделено недопустимости освещения деятельности кандидата в связи с исполнением им должностных обязанностей. Также существует необходимость усиления контроля за соблюдением исполнения норм избирательного законодательства посредством создания автономных и независимых от Центральной избирательной комиссии общественных структур. В сфере государственной поддержки избирательного процесса необходимо внедрение системы рассылки информационных бюллетеней о кандидатах и их программах как обязательного организационного компонента в период подготовки выборов.
6. Проведенное исследование выявило существенные различия в использовании политико-коммуникативных технологий в практике избирательных кампаний России и Франции, несмотря на общность информационно-коммуникационных пространств, что подтвердило выдвинутую гипотезу. Так, во Франции значимую роль в рамках президентской избирательной кампании в 2007 году сыграли новые, электронные виды политико-коммуникативных технологий, такие как интернет-блоги, онлайн- опросы общественного мнения и рассылка информации посредством смс и электронной почты. В России же в практике избирательных циклов этого периода не только практически отсутствовали новые электронные виды политико-коммуникативных технологий, но и существенно ограничено было применение их традиционных видов, что привело к снижению роли политико- коммуникативных технологий как фактора, влияющего на итоги, результативность выборов и заинтересованность граждан участвовать в них. Тем не менее в ходе исследования выявлены и общие тенденции в использовании политико-коммуникативных технологий кандидатами на пост президента в России и Франции. Они выразились в использовании технологий политической видеорекламы, а также в отказе от участия в политических дебатах и от использования такого вида печатной политической рекламы, как плакат, что во многом связано с ростом популярности интернет-рекламы во Франции, а в России с формальным характером использования данной технологии в условиях монополизации информационного пространства и предсказуемости результатов выборов. Вместе с тем в качестве общей тенденции использования политико-коммуникативных технологий фиксировалось применение технологий создания политического имиджа кандидатов, технологии личных встреч кандидатов в президенты с электоратом, что свидетельствует о персонализации президентских избирательных кампаний в России и Франции.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что выдвинутые в ней положения и полученные выводы являют собой определенный вклад и приращение знания в изучении теоретического и прикладного аспектов феномена политико-коммуникативных технологий; могут быть использованы в научно-исследовательской работе и компаративных исследованиях других стран, направленных на изучение данной проблематики; в учебном процессе могут использоваться при разработке лекций и семинарских занятий по политологии, теории коммуникации, служить основой для разработки спецкурсов в рамках прикладной политологии, а также по политической коммуникации, политической рекламе и связям с общественностью.
Полученные результаты и выдвинутые в диссертации рекомендации позволяют усовершенствовать процесс организации избирательных кампаний и применения в них политико-коммуникативных технологий.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации представлены автором в 10 научных публикациях общим объемом 6,2 печатных листа, в том числе в 3 статьях в ведущих российских рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований.
Промежуточные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на международных, всероссийских и итоговых научно-практических конференциях в 2009 — 2011 годах: итоговой научно-практической конференции КГУ за 2010 год, Всероссийской научно-практической конференции «Политическое образование в высшей школе: традиции и инновации» (Казань, 2010), Международной молодежной научной конференции «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации» (Москва, 2010), Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в современной политике: опыт, проблемы, приоритеты» (Москва, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-коммуникативные технологии: теория и практика» (Казань, 2012).
Структура и объем диссертационной работы. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (237 наименований), приложения. Объем диссертации 195 страниц компьютерного текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть комментарий? - Пиши.

Популярное за неделю

ПИШИТЕ: avatarabo@gmail.com  ЗВОНИТЕ: ☎ WhatsApp +7 902 064 4380 (02:00 - 15:00 по Москве)   ОБРАЩАЙТЕСЬ: Skype papa-tron