вторник, 3 июля 2012 г.

Ксенофобия это то, что растет сегодня в России вопреки - благодаря власти




Что же можно предпринять для  того, чтобы предотвратить запугивания и нападения в адрес нац. меньшинств, представителей других рас?

Прежде всего необходимо установить группы людей, склонных к подобному насилию. Описание средовых условий их жизни (социоэкономические параметры, ландшафтные особенности и т.п.), территориальная, возрастная и половая идентификация, классификация способов агрессии (запугивание, физическая агрессия и т.п.). В России это обычно молодежь спальных районов крупных и средних городов, группировки футбольных фанатов, а также жители местности с полиэтничным составом и высокой полностью населения. Описание стоит проводить не только в разрезе «пограничных групп» населения, склонных к нацистским и расистским настроениям, но также в отношении их жертв.

После того, как мы установили объекты воздействия, переходим ко второму этапу: разработка и внедрение этологических буферов. Этологический буфер – это ряд мероприятий вызывающих у пограничной группы:
- умиротворенное поведение
- ритуализацию агрессивного, националистического поведения
- переадресацию энергии межпопуляционной агрессии во внутрипопуляционную
- смещение (канализация) агрессии в какое-либо постороннюю социально приемлемую активность, действия вхолостую
- фрустрацию релизеров агрессивного, националистического поведения

  
1.      Умиротворенное поведение. Инстинктивные программы поведения человека обычно представлены в бинарно-опозиционном варианте: агрессия-умиротворение, альтруизм-эгоизм и т.д. У любого самого ярого ксенофоба присутствуют генетическая предрасположенность реагировать на определенные релизеры (улыбка, поза покорности, обнимания, «детская схема» и проч.) определенным мирным образом. Знание основ невербальной коммуникации, пусковых механизмов умиротворяющего поведения поможет потенциальным жертвам либо вообще избежать агрессии в свой адрес, либо все ограничится ритуальной атакой (оскорбления, несколько тычков и пинков не в счет).

2.      Ритуализация. В этологии под ритуализацией понимают изменение в ходе эволюции утилитарной функции поведения на информативно-коммуникационную. Например, когда вместо физического нападения происходит бесконтактная демонстрация агрессии. Ритуалы агрессии – очень важный фактор снижения уровня напряженности и давно используются в человеческом обществе. Например, знаменитые марши оранжистов, в ходе которых протестанты Белфаста (Северная Ирландия) демонстрируют свою неприязнь по отношению к католикам. Подобные мероприятия зачастую сопровождаются столкновениями между представителями конфликтующих конфессий, однако, во-первых, полиции заранее известен процесс ритуала (маршрут, примерный состав участников, возможные проблемы и т.п.), во-вторых, уровень агрессии после марша резко падает и весь оставшийся год католики и протестанты живут достаточно мирно. Представляется, что и России важно идти не по пути запретов различных «русских маршей», а по пути их  ритуализации и рутинизации. Если власти страны сделают подобные мероприятия регулярными и даже немного разрешат в ходе них проявлять агрессию (побить что-то не очень ценное, подраться с ОМОНом), то накопленная мотивация к разрушительным действиям будет разряжена в известной и контролируемой форме.

3.      Переадресация энергии межпопуляционной агрессии во внутрипопуляционную происходит в ситуации, когда, например, группировки скинхедов начинают воевать друг с другом вместо того, чтобы искать своих жертв по вагонам московского метро и темным улицам спальных районов. Метод «стравливания» для переадресации агрессии широко известен с давних времен и активно используется. Так, политические наблюдатели заметили спад количества нападений на израильтян в ходе последней Интифады после того, как обострились взаимоотношения между конкурирующими группировками Палестины (Фатх и Хамас). Не исключено, что противостоянию группировок поспособствовала израильская разведка. Данный метод является сомнительным с точки зрения морали, но в безвыходной ситуации резкого роста националистических и расистских настроений в обществе может быть эффективен.

4.      Смещение (канализация) агрессии в постороннюю социально приемлемую активность также давно используется в обществе. Спортивные клубы и кружки, соревнования, активное рекрутирование представителей «пограничной» группы в армию, инвазии молодежи в различные географически отделенные регионы страны (поднятие целины и т.п.) – все это методы, которые позволят снизить накал межпопуляционной агрессии, канализировать ее в социально приемлемую и даже полезную форму.

5.      Фрустрация релизеров агрессивного поведения – самый сложный и неоднозначный путь корректирования поведения нацистов и расистов. Разрушить контур «стимул (например, темная кожа) – реакция (нападение)» не так то просто. Популяционные различия (расовые, этнические) возникали на протяжении сотен тысяч лет и узнавание, идентификация «свой-чужой» закреплена на инстинктивном уровне. Этот инстинкт можно попытаться фрустрировать создавая ситуации когда голос разума звучит громче, чем голос инстинкта. Либо, когда инстинкт подает свой голос в абсурдных или смешных ситуациях. Т.о. снижается, его значимость, у человека возникают сомнения, а стоит ли поддаваться эмоциям? Тут безусловно важна роль кинематографа, визуальных средств информации (фотографии, Интернет), изобразительного искусства.           
           
Подводя итог всему вышеизложенному, я хочу повторить – с нацизмом и расизм можно и нужно бороться путем просвещения, обучению навыкам толерантного сосуществования в обществе, но при этом важно не забывать нашу биологическую природу и учитывать ее при выборе способов борьбы с отвратительными проявлениями ксенофобии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть комментарий? - Пиши.

Новая неделя

ПИШИТЕ: avatarabo@gmail.com  ЗВОНИТЕ: ☎ WhatsApp +7 902 064 4380 (02:00 - 15:00 по Москве)