Трансдеривационный поиск

Трансдеривационный поиск – это процесс обратного поиска в массиве воспоминаний и психических репрезентаций опыта, на базе которого было построено текущее поведение или реакция.
(Словарь психологических терминов)

В нашей жизни для счастья есть все. У каждого из нас случается множество  прекрасных моментов. Надо просто всегда помнить, что все это – сохраняется, оно никуда не исчезает а записывается на объемную «флеш-карту» нашего бессознательного. Когда такая «флешка» лежит перед вами, откуда вы знаете, что там есть? Вы даже можете выбросить, не заметив, этот кусочек пластмассы. А можете вставить в компьютер и получить массу информации.

Технология внутреннего перепросмотра личной истории означает посмотреть, что там есть. В нашем прошлом причины и наших неудач и наших побед! И мы можем стереть одни файлы, заменить их другими, обработать фотографии фотошопом, можем рассортировать файлы в папках в другом порядке, поставить фильтры. То есть, пользоваться нашими внутренними ресурсами. Автор технологии перепросмотра, Ричард Бэндлер, назвал это: «Никогда не поздно иметь счастливое детство». Если вам не повезло, и вы в детстве что-то пропустили, никогда не поздно вернуться туда и начать все заново! Никогда не поздно вернуть себе вкус конфет, яркость цветов и веселый детский смех!

Жил да был маленький трусливый зайчик, который всех в лесу боялся и мечтал о большой и прекрасной морковке. «Эх, - подумал он однажды, - если бы у меня были такие мощные лапы, как у медведя, какой сильный был бы я!» В этот момент над ним пролетала волшебная птичка, которая сказала «Ку-кук!» И лапы зайчишки вдруг стали большими и сильными. «Вот это да! – восхитился он. – А вот бы мои зубы были бы такими же мощными, как у волка!» Волшебная птичка снова чирикнула, и у зайчишки в миг выросли волчьи зубы. Дальше – больше. «А если бы у меня отрос такой хитрый хвост, как у лисы!» Хвост появился. «А если бы я стал вообще большой-пребольшой, как слон!» Ку-кук! И зайчишка стал огромным, как слон. По лесу стал разгуливать жуткий монстр, которого все панически боялись. Но этот монстр в душе по-прежнему мечтал о самой большой в мире морковке. Но, к сожалению, он не смог бы съесть ее волчьими зубами, предназначенным для мяса. И когда случайно в лес забежала вместе с охотником собака и залаяла, этот огромный зверь попытался забиться под куст. Внутри его осталось жить сердце маленького зайчика. И когда он не смог спрятаться, он заплакал: «Если бы я снова смог стать маленьким зайчиком, меня бы никто не заметил!» На его счастье, волшебная птичка улетела недалеко. «Кукук!» - и он стал собой и был счастлив.

О чем эта история? Самый ужасный монстр внутри остается все тем же маленьким зайчиком. И многие люди, стараясь скрыть трусливое сердце зайчика, обвешивают себя цацками, дорогими машинами, крутыми корочками. Только когда дело доходит до реальной ситуации, чувства вновь возвращают их к себе, маленькому и настоящему.

Карина – большая, взрослая, 35  летняя женщина, работающая в должности замдиректора. Она очень творческий человек и к делу отнеслась большим энтузиазмом. Наш заказчик, девочка Ришка, (так звали Карину в детстве). Маленькая Ришка верит в добрых волшебников, фей, ей читали много сказок. Задача Карины – одеться в красивый костюм доброй волшебницы, явиться к маленькой девочке Ришке и подарить ей те силы, те ресурсы, те качества, которые ей необходимы, чтобы она была услышана. У доброй волшебницы Карины есть некий  «компьютер», который она может перепрограммировать.

- Карина, в твоем, реальном опыте найди тот кадр, в любом возрасте, где ты знала, что ты действительно, абсолютно права.
- Да сколько угодно таких ситуаций, я на работе каждый день в такие попадаю!
- Отлично! И если бы я спросила тебя, какого цвета это знание, эта уверенность в своей правоте, что бы это было?
- Наверное, это был бы мощный красный цвет!
- Ну, вот! Здорово! Теперь нам надо каким=то образом перенести этот красный цвет. Скажи, как его удобнее транспортировать? И вообще это что красного цвета? Какие-то предметы? Или свет? Или газ? Или жидкость?
- Ну, наверное, это такой газ. Он как будто искрится, как облачко… 
- Теперь ты можешь как волшебница-фея взять из этого кадра и переправить девочке маленькое облачко красного газа, который называется «Я точно знаю, что это правильно!» Давай посмотрим со стороны: когда девочка получает от доброй волшебницы это качество, вдыхает, впитывает его, как это влияет на ситуацию?
- Она становится более уверенной, но... ее все равно никто не слушает!
- Просто это означает, что требуется что-то еще! Еще ей, наверное, нужно умение находить поход к людям, умение убеждать. У взрослой Карины таких ситуаций тоже полно каждый день на работе, тебе приходится мотивировать людей, отстаивать свою точку зрения. Как тебе - опытному работнику с персоналом - найти подход к этим двум взрослым людям?

Отличие технологии от шаманизма в том, что здесь все повторяемо. Существует простой алгоритм – увидел проблемную ситуацию прошлого – заметил чего тогда не хватало главному герою- нашел случай из своей жизни, где как раз это качество присутствовало, взял оттуда «ресурс» в виде метафорического «предмета» - перенес в проблемную ситуацию и лишь, когда она изменилась в лучшую сторону пережил новый вариант развития событий и получил удовольсвтие! Вот и все! Надо просто делать то же самое много раз. Каким путем закреплялся негатив, тем же путем закрепится и позитив. Такая своего рода «перепрошивка».

- …Поэтому пойдем в ту ситуацию, где Карина действительно может убеждать.
- Ну например, не так давно я принимала на работу начальника отдела и уговорила его пойти на меньшую зарплату, чем он рассчитывал. Мне пришлось применить всю свою дипломатию...

- Ага, так это качество называется «дипломатия»! Какого она цвета, на что она похожа?  - - Дипломатия  красивого– темно-синего цвета, это такой эластичный материал, из которого можно сделать… шарф.  Лицо Карины  как будто освещается – идея ей явно начинает нравиться.
- Давай возьмем этот темно-синий шарф из будущего и передадим маленькой девочке. Пусть она его возьмет и красиво накинет – как ей нравится – на плечи. Изменилось ли что-нибудь?
- О, намного лучше! Она поняла, что надо немного подождать, пока папа с мамой станут спорить, и когда возникнет пауза, сказать: «Папа, мама! Вы хотите найти выход на перрон»? И когда они обратят на нее внимание, объяснить, как идти. Карина выглядит гораздо лучше при этих словах. Но лучше не равно хорошо. Раз точкой отсчета стали эмоции, по ним мы и будем сверяться в пути. Я перейду к другому эпизоду, когда ей ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОНРАВИТСЯ все, что происходит в этой ситуации.
- Карина, по-моему, ей не хватает еще чего-то!
 - Она пока еще не верит, что мир – хороший, что от нее не отвернутся. Я догадываюсь! Я должна найти в своей жизни такой момент, когда я точно знала, что мир прекрасен? Да? Это было, например, не так давно, когда мы были на Гоа. Я знала, что все прекрасно, что что бы я не сделала, меня не покинет ощущение безопасности, счастья, дружелюбности атмосферы. Это чувство - большая, оранжевая, искрящаяся сфера, которая излучает свет, такой большой светильник, который бывает на дискотеках. В глазах Карины заплясали веселые искорки. Она улыбается .
- Тогда освещаем девочку этим светильником: она в струящемся красном ощущении, что она права, с синим шарфом дипломатии. И вот тут-то все сложилось! Я вижу, что все получается хорошо. Ей правда все нравится. Да что там, она сияет! Теперь твоя задача – ты ведь волшебница! – войти в эту сиутацию немного раньше, стать этой маленькой девочкой Ришкой и прожить ее с этой синей дипломатией, красной уверенностью и оранжевым счастьем.

И когда человек может сказать: да, я готов «второй раз войти в одну и ту же реку», еще раз прожить уже прожитую однажды ситуацию, это показатель, что он на правильном пути. Но если он продолжает упираться: нет, я не готов, нет, это не поможет, ни к чему это, значит, там все еще чего-то не хватает. Может, дружбы, чьей-то поддержки, осознания себя сильным. И мы должны по тому же самому принципу закачать туда эти ресурсы. В нашем паралельном мире Карина прожила это с улыбкой. В параллельном мире родители отнеслись к ней с радостным удивлением. И я снова предложила ей вернуться за режиссерский пульт.

- Ну как, этот кадр все так же остается мутным и серым?
- Нет, - удивилась Карина, - он стал солнечным, красочным!
- А теперь посмотрим, только ли этот кадр стал яснее, не повлиял ли он на другие, там, в нашем «будущем-в-прошедшем»?
- Да, действительно, многие серые кадры стали яснее. Но не все.
- Где ты в лесу и тебе некого позвать на помощь?
- Изменилось!
- Где ты в школе перед ужасной Мариной Сергеевной?
- Там уже лучше, но не до конца. Но я теперь знаю, что нужно делать! Я – добрая волшебница, и мне нужно подарить девочке немного здорового пофигизма, чтобы она знала, что ей совершенно не обязательно слушать учительницу, которая обзывает ее полной дурой.
- Когда у тебя было такое состояние?
- Когда я была студенткой, я работала секретарем у одного профессора, который периодически нес полную чушь, но я работала у него дольше всех, потому что я умела пропускать это мимо ушей. Я кивала, улыбалась (как в мультфильме «Мадагаскар»:  «улыбаемся и машем!»), и он был очень мною доволен. Это чувство – такой темно-коричневый щит, из благородного металла , как у рыцарей.
- Так давай возьмем оттуда щит, и перенесем…
- И тогда слова Марьсергевны  отскакивают от этого щита, не причиняя никакого ущерба, а внутри у девочки – легко и весело, она думает о том, какая весна на улице и как она пойдет в классики играть!
- Смотрим дальше. Школьная ситуация на олимпиаде изменилась?
- Изменилась.Паутины больше нет, веселые огоньки и яркие краски. Чудеса какие-то!
- А диплом?
- А диплом нет. Красный газ и оранжевый свет, синий шарф и коричневый щит, все есть, все работает, но чего-то не хватает. Я защищалась по новаторской теме во время перестройки. А в дипломной комиссии были люди с марксистско-ленинской закалкой, и я знала, что они будут меня валить. У меня был молодой научный руководитель, с которым у них были свои отношения, и я знала, что будет война.
- Но ты же знаешь, что делать! Были ли у тебя ситуации в жизни, когда ты предвидела негативную реакцию, и тебе надо было ее избежать?
-  Ну вообще-то да. Я знала, что моя будущая свекровь меня не примет, потому что я наполовину армянка, а у них была патриархальная русская семья. И я долго думала, какие отношения я хочу выстроить со свекровью. Я поняла, что не хочу конфронтаций, а хочу нормальных отношений, доверительных и понимающих. И тогда родственники приехали  к нам в гости, я сказала: «У меня папа армянин, и зовут меня Карина, и я хочу приготовить для вас обед, который будет состоять из русских и армянских блюд. Я очень люблю готовить, мама меня научила. А потом мы попытаемся разобраться, какое блюдо русское, а какое армянское». В итоге все были сыты, довольны, и даже если свекровь и была против, то виду не подала, тем более, две сестры моего будущего мужа с удовольствием согласились поиграть в нашу кулинарную игру. И оказалось, что у нас много общих блюд: голубцы, например. И я помню даже не эффект, который это произвело, я помню чувства, с которыми я к этому обеду готовилась. И я победила предрассудки.

Когда Карина об этом говорит, ее глаза загораются, она молодеет лет на 10, становится озорной девчонкой, и это как раз то качество, которое нужно. Когда человек работает с консультантом, тот может помочь клиенту подхватить этот состояние, сделать из него «шпаргалку», «якорь». Но мы и сами можем удержать тот образ, который нас связывает с определнным эмоциональным состоянием. Наша природа дает нам все возможности. Просто мы ими раньше не пользовались. Имейте в виду: ресурсом может оказаться вовсе не то, что вы думаете. Допустим, ситуация войны диктует: найти латы, меч. А эмоция подсказывает совершенно другой образ! И мы идем не логикой, мы идем за эмоцией. И когда Карина «надевает»  переливающиеся крылья бабочки себе-дипломнице, защита диплома из тяжеловесного боя превращается  в танцы. Она делает реверансы суровым профессорам, говорит, что новое течение было бы невозможно, если бы не было базы, и вот этой базе она уделила много внимания в теоретической части. Таким образом Карина создала связку: если вы спорите с тем, что я делаю, вы спорите с самими собой. И там, в «параллельной реальности» все с умилением на нее смотрели, тем более вместо традиционного темного делового костюма она надела платье в горошек (так перерисовалось кино). И ей поставили ту же самую пятерку, но легко и непринужденно.

Иногда кажется, что альтернатива нашей жизни принесет и другие результаты. Человек после «перепросмотра» проснется и скажет: а где тогда мой пятерочный диплом вместо полученной тройки? Естественно, реальность не меняется. Мы понимаем, что это – некая игра, некий сон. Но это трансформирующий сон! Он не меняет наше прошлое, он меняет наше отношение, он меняет нашу эмоцию, он меняет наши установки.Многие случаи, отмеченные «маркером пямяти» - той самой путеводной эмоцией,  Карина уже и не вспоминала, и это хорошо - не надо напоминать! Значит процесс изменений идет! Но разговор с молодым человеком Карина забыть не могла. Она в этом месте резко помрачнела и сказала:

- А здесь все сильно по-другому. Это вообще из какой-то другой сказки!
- Карина, не может быть это из другой сказки, просто здесь чего-то еще не хватает. Наша задача – понять, что сюда нужно добавить. Над этим кадром Карина думала дольше всего. Потом неуверенно произнесла:
- Здесь мне не хватает чувства, что я действительно достойна любви...
- Так почему же ты говоришь, что это не имеет отношения к делу? Часто человек боится выступать перед аудиторией, потому что не уверен, что она настроена по отношению к нему доброжелательно. Давай для начала перенесем сюда все имеющиеся амулеты: шарф и крылья, сияющий источник света, щит и красное облако.

Обратите внимание: мы также не можем изменить и действия других людей, все, что мы можем – это перепрограммировать свою реакцию, свою судьбу. Поэтому мы ничего не добавляем другим, мы добавляем главному герою. Все остальные роли отсняты, остался один актер, с которым нужно поработать. Мы не добавляем любви – мы добавляем чувство, что она достойна любви, это совершенно разные вещи! И Карина говорит:

- Любовь – это зеленый свет, который исходит у меня из груди.
- Отлично!
- Пусть это будет кристалл, и я возьму кусочек этого кристалла.


Когда она это сделала, ее нужно было видеть! Я люблю свою работу за то, что в ней есть некая магия. Практическая психология – это технология, но магия в том, что на глазах человек проживает миллион жизней. Только что он был скован и несчастен, и вдруг ты видишь его изменившемся, прекрасным. И когда он находится в ресурсном, мощном, сильном состоянии – это удивительно! Будто раскрывается дивной красоты редкий цветок, благоухая и удивляя…Может, человек сам себя таким и не видел никогда! Карина в этот момент осветилась таким светом, что у меня появилось чувство, что я сама попала под ее чары. Казалось, я сама видела свет, который ее окружал, такой удивительно красивый, светло-зеленый, цвета молодой травы. Я потом, кстати, не поленилась и залезла в эзотерические книжки. Надо же: любовь – в эзотерике это не красный цвет, как мы себе представляем, а зеленый, а чакра, отвечающая за любовь именно грудная. И у Карины это совпало, хотя она не читает эзотерических книг!  Что-то все же в этом есть. И тогда Карина просияла:

- Как у Окуджавы: «И если я пиджак примерю, опять в твою любовь поверю». Что-то должно сильно измениться в моей жизни! У меня такое ощущение, что мы наводим порядок, сметая паутину. И как будто свежестью запахло и весной!

Я видела, как она мысленно заходит на трибуну, я не слышала слов, которые она говорит аудитории, но я видела, какой удивительной и вместе с тем простой и естественной она была, я видела совершненно уверенного в себе человека. Не той натужной уверенностью, когда человек что-то кому-то пытается доказать. У нее не было медвежьих лап и волчьих зубов. Это был тот же самый зайчик, но абсолютно естественный в своем «зайчизме». Это был предводитель всех зайцев на свете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сообщение формы создания комментариев

Кто ищет, тот всегда найдет