Автомобильные присадки для двигателя, топлива, трения, течи

Присадки в масла. 

Целые институты очень известных зарубежных фирм годами работали для того, чтобы изготовить масло с таким комплексом добавок (противоокислительных, моющих, пеноснижающих, противозадирных и др.), который позволил бы ему работать долго и надежно. Специалисты миллиграммами различных присадок выводили свойства масла на оптимальный уровень, так, чтобы эти присадки помогали двигателю "жить" и при этом не мешали друг другу. Известно, что различные масла не смешиваются друг с другом, т.к. при смешивании масел, приготовленных на натуральной основе, с маслами на синтетической основе нарушается баланс присадок и может произойти их свертывание (а есть еще полусинтетические масла). А тут - раз, плеснул чего-то из пузырька в масло, и оно тут же обрело чудесные свойства. И это "что-то" в равной степени хорошо смешивается и с "синтетикой", и с минеральным маслом. Так и хочется усомниться в достоверности этих свойств: даже если сразу что-то может быть и улучшится, но что будет с двигателем, например, через год, не знает никто.

Вы никогда не задумывались, почему в аннотации к любому лекарству (для человека) один абзац говорит о пользе этого лекарства, а потом две страницы о противопоказаниях, т.е. о вреде, который оно может принести. Да еще и предупреждение: употреблять по рекомендации врача. В случае с автомобилем любая присадка в двигатель - это то же лекарство, но в сопроводительных листках к ней рассказывается только о положительных результатах. Причем, для всех двигателей сразу, не зависимо оттого, изготовлены они в 1979 году или в 2019. И ни слова о побочных эффектах или рекомендациях "врача", т.е. автомеханика. Вот и умирают двигатели. И не только двигатели.

Присадки, очищающие двигатель. 

Если в прошлом двигатель варварски эксплуатировали, то внутри него образовались шлаковые отложения и нагар. Все это висит внутри двигателя, "душит" его потихоньку, но жить дает. Вы, такой добрый, заботливый хозяин, прочитав очередную рекламную статью, даете двигателю моющую присадку, и весь нагар (весь!) - хлоп на дно картера. Вот тут и начинается самое интересное. Сначала мелкие кусочки шлаков и нагара в течение 2-3 минут основательно забьют масляный фильтр. В нем сработает (если сработает) предохранительный клапан, и - все, фильтра вроде бы и нет, масло с абразивными частицами нагара и шлаков летит напрямую к вкладышам коленчатого вала, например. Там часть абразива быстро внедряется в мягкий металл вкладыша и... Как медным диском с вкраплениями алмазного порошка пилится гранит, так и алюминиевый вкладыш начнет "пилить" шейку коленвала. Конечно, масляная пленка должна исключать контакт вкладыша и шейки, но при запуске? При низком давлении масла на холостом ходу? А если вы трогаетесь с места, резко бросили сцепление, и двигатель заглох? В самый момент остановки двигателя масляной пленки уже может и не хватить.

Поэтому, если вы хотите экспериментировать со своим двигателем - пожалуйста, но мы все же рекомендуем при образовании нагара внутри двигателя просто сменить масло несколько раз подряд. Моющие добавки в масле плавно и безболезненно сделают свое дело, и двигатель внутри станет чистым.

Присадки, уменьшающие трение. 

Это отечественные "Форум", "Аспект-модификатор" и другие, а также масса импортных, основанных на уникальных свойствах фторопласта. Нужно их покупать или нет - вопрос, ответ на который зависит от конкретного случая. Для начала познакомим вас с нашим опытом общения с "Аспект-модификатором".

Когда несколько лет назад этот препарат для снижения трения появился в продаже, мы его по просьбе клиентов добавляли в моторное масло. Эффект был поразительный. Двигатель, в который на холостом ходу заливался "Аспект", через несколько секунд затихал, увеличивая при этом обороты холостого хода на 200 об/мин. После этого обороты холостого хода регулировочным винтом "залавливались" (вот и экономия топлива), и мотора под капотом было абсолютно не слышно. Как эта добавка скажется через год, неизвестно, но мгновенный результат нравился всем. 

Но потом эффект исчез: клиент покупает у фирмы "Аспект-Модификатор", мы его вливаем в двигатель, после этого утешаем владельца: "Кажется, тише стало...". Но двигатель тише работать не стал (да и оценка эта довольно субъективная), а вот обороты холостого хода двигатель не увеличивал точно, а это более объективно. Дальше - хуже. Пришла одна машина с "запоротым" двигателем, другая... Все лили "AM", который в двигателе вызывал свертывание масла. Может быть "Аспект-Модификатор" был поддельный, может масло, теперь трудно выяснить.

Использование клиентами различных полимерных присадок, а также накопленный нами опыт позволяет сделать следующий вывод. Все эти присадки работают в очень узком диапазоне износа двигателя. Когда двигатель в хорошем состоянии, добавка присадки никак на его работе не сказывается. Когда этот двигатель уже "конченный" - то же самое. Поздно пить "Боржоми", когда почки отказали. Но иногда при добавлении того же "Форума" получаются очень хорошие результаты. Просто в том двигателе износ был на такой стадии, когда добавление полимерной присадки очень заметно снизило трение в двигателе. Все мелкие дефекты изношенных поверхностей полимерная присадка маскировала. 

До первого перегрева двигателя (это проверено). Этим всем и объясняется тот факт, что один автолюбитель не нарадуется на тот же "Форум", а другой считает его совершенно бесполезным . И все - таки, в большинстве случаев добавлять что-то в тщательно сбалансированный состав фирменного масла... Оно что, плохое? Значит, разработчикам этого масла фирмы "Mobil", "Shell" и другие зря деньги платят? Поэтому, может быть, не стоит самостоятельно улучшать фирменное масло, хотя бы потому, что "лучшее - враг хорошего". Хотя, повторяем, в ряде случаев "залечить" двигатель с помощью полимерной присадки удавалось. И на упаковках всех этих добавок есть ссылки на положительные результаты различных испытаний. Но это ведь все испытывалось в лабораторных условиях или в условиях приближенных к ним. Будет ли положительный эффект от применения каких-нибудь добавок в моторное масло в вашем двигателе - неизвестно. 

Это похоже на ситуацию с таблетками от головной боли. Их продается великое множество и все они на "десять рядов" проверены, все сертифицированы, все призваны снимать головную боль и все очень хорошие. Но каждому конкретному человеку (в его конкретном состоянии) может хорошо помочь только один вид этих таблеток. А если этому конкретному человеку обеспечить здоровый образ жизни, то никакие таблетки ему будут уже не нужны. Так что обеспечьте "здоровый образ жизни" своему двигателю и не пользуйтесь "таблетками" для его улучшения.


Добавки в топливо

Они очищают, улучшают, нормализуют, но при этом "убивают" двигатель. Ситуация аналогична описанной выше: все продукты коррозии висели на стенках топливопроводов, топливного бака, отлетая понемногу и забивая фильтры и жиклеры, поэтому вам приходилось примерно раз в год менять, например, фильтр тонкой очистки. За все годы эксплуатации автомобиля этой грязи накопилось столько, что после добавки очистителя топливной системы, когда она разом отлетит, что-нибудь может забиться насовсем. В лучшем случае это будет фильтр тонкой очистки, с этим еще можно смириться. Заменят вам его на СТО, зато в автомобиле будет чистая топливная система. Но к сожалению, это не единственное отрицательное последствие действия очистителя. Дело в том, что эти очистители растягивают время горения бензина в камерах сгорания. Подобрать присадку в бензин так, чтобы время горения этого бензина осталось неизменным, невозможно. Бензины разные, с разным временем горения, хотя и называются все, например, АИ-93. Если сделать очиститель таким, чтобы время горения бензина уменьшилось, появятся детонационные стуки, в противном случае после добавления очистителя двигатели работают мягко, но топливо не успевает все сгореть в цилиндрах; в результате, после появления в магазинах очистителей топливной системы, в ремонт пошли машины с прогоревшими выпускными клапанами, так как увеличилась тепловая нагрузка на них. 

Возросло и число машин, в которых были забиты или расплавлены каталитические сетки в выхлопной трубе. Все владельцы перед поломкой пользовались очистителем топливной системы. А за годы, предшествовавшие появлению в наших магазинах этих очистителей, в машинах, которые мы ремонтировали, не было ни одного прогоревшего клапана или забитого катализатора. Хотя двигатели в ремонт приходят те же: 1S, СА-18, 3А и т.д. Выводы можете делать сами. Но следует заметить, что в ряде случаев эти жидкости для очистки топливной системы помогали. Если у вас карбюраторный двигатель, обладающий простой топливной системой, которая чистится и разбирается за один день, то рисковать, добавляя что-либо в бензобак, нет смысла, а вот если у вас впрыск или дизель - другое дело. Тут разобрать и почистить всю систему порой просто невозможно (форсунки или редукционные клапаны вообще не разборные); чистить топливный насос высокого давления у дизельных двигателей - занятие очень хлопотное и дорогое. Так что, если есть сильное подозрение, что топливная система "забита" грязью или водой, придется что-то добавлять в топливо. Но:
  • препарат должен быть действительно качественный;
  • топливо должно быть также качественное (кстати, как разный бензин имеет свое октановое число, так и различное дизельное топливо характеризуется своим цетановым числом, поэтому, сами понимаете, японская "солярка" несколько отличается от отечественной). В этом случае меньше вероятность того, что в вашей "модификации" топлива получится что-нибудь очень вредное для двигателя.
  • вы должны придерживаться инструкции по применению препарата (в хорошем магазине вам ее дадут, и даже на русском языке). Только в этом случае можно как-то гарантировать, что двигатель не будет испорчен.
Но, если вам кажется, что топливная система автомобиля засорена, все-таки лучше обратиться в автомастерские, где есть специальные установки для промывки этой топливной системы. Это будет эффективней и менее "болезненно" для двигателя.

Присадки системы охлаждения для устранения течи. 

Если в вашем автомобиле появилась течь в системе охлаждения, то устранять ее надо в процессе ремонта, а добавка в антифриз - это лишь отсрочка ремонта. К тому же неизвестно, насколько эффективно будет работать система охлаждения после ее применения. Как правило, после использования любой "антитечи", снижается эффективность всей системы охлаждения и особенно радиаторов. Все эти "антитечи" сделаны только для того, чтобы вы на своей машине смогли без проблем вернуться домой из отпуска или командировки. А избежать ремонта при "уходящем" "Тосоле" вам вряд ли удастся. Впрочем, можно купить еще одну красивую импортную бутылочку "Средство для очистки системы охлаждения" и ее помощью очистить радиатор, печку, шланги и т.д. от накипи и различных отложений (и от последствий, оставленных предыдущим средством).

Но опять проблемы: никто не знает, в какой степени коррозия поразила изнутри ваш двигатель, заводская инструкция этого не знает тем более, а вдруг, залив очиститель в радиатор автомобиля, вы очистите что-нибудь до дыр? Прикиньте, во что вам станет в этом случае ремонт. Может быть, лучше двигатель промыть просто чистой водой? А еще лучше, пусть этим занимаются специалисты СТО, тогда дырки, появившиеся в радиаторе после промывки будут уже их "головной болью". А вы потом просто купите свежий антифриз и зальете его в двигатель. Но если вы собираетесь ехать в дальнюю поездку, то, конечно, баллончик с жидкостью для устранения течи в системе охлаждения купить следует. Мало ли что может случиться вдали от цивилизации с вашим автомобилем. Если у вас вдруг потечет радиатор, то летом хоть из луж воду можно доливать, а что делать зимой ? А эти баллончики, по крайней мере на некоторое время, решат проблему, они, собственно, для этого и создавались. Только, опять же, покупать их следует там, где вас не обманут. И еще один момент вам следует знать. Все заливаемые в радиатор "чудесные" составы предполагают исправную систему охлаждения и чистый антифриз.

.