О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы

1958 год - Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

1961 год - принято судьбоносное решение об обязательности среднего образовании для всего населения. В самих школах был усовершенствован учебный процесс, учеников начали воспитывать в духе коммунистических идеалов.
1966 год - принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Подразумевалось усовершенствование и обновление школьного инвентаря, модернизация классов, выпуск новых учебников и даже строительство новых зданий для школ вместо устаревших.

Ещё на съездах был определён список тех учебных заведений, которые обязаны давать полное среднее образование. Учебный план тоже претерпел изменения: с 7 класса ввели необязательные курсы по разным предметам, которые ученики могли выбирать сами. При этом базовые науки было решено начать преподавать раньше – не с 5, а с 4 класса.

Большое достижение образовательных реформ тех лет – введение профилированного обучения в старших классах. Учащиеся 9-10 классов получили возможность углублённо изучать те дисциплины, которые им были интересны и по которым они планировали в дальнейшем получать профессию. В школах появились отделения математики, физики, химии, биологии, гуманитарных наук. В сельских же школах, которые были хорошо оснащены всем необходимым, в старших классах изучали азы профильных рабочих специальностей – работа с сельскохозяйственными машинами (тракторы, комбайны), автодело.

1965 по 1970, количество выпускников средней школы возросло почти в два раза – с 1,34 до 2,58 миллионов человек.

1970 год - принят Устав средней общеобразовательной школы. Этим документом определялся порядок продолжения образования после 8 класса. Так, окончив уже обязательную восьмилетку, школьники могли продолжить обучение в старших классах школы (9-10), или получить образование в профильных заведениях – училищах, техникумах, а также школах рабочей и сельской молодёжи (9-11 классы). Таким образом, школьники стали получать полное среднее образование в сочетании с профессиональной подготовкой во благо народного хозяйства. В 1970 году после восьмилетки своё обучение в старших классах и профильных учебных заведениях продолжало подавляющее большинство молодёжи – 78,8%.

1971 год - на XXIV съезде КПСС были приняты следующие решения на пятилетку:
  • построить детских садов на 2 миллиона мест
  • построить школ на 6 миллионов мест
  • увеличить количество школьников на 1,5 миллиона человек
  • улучшить качество заботы о матери и ребёнке
  • расширить сеть внешкольных организаций, ДЮСШ, станций юных техников
  • обновлять школьный инвентарь и оборудование

1972 год - принято постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

1975 год - органы народного образования обязывались завершить переход на новые учебные планы, снабдить школьников новыми учебниками, оснастить учебные кабинеты необходимым оборудованием. Эта пятилетка была намного плодотворнее и результативнее, чем предыдущая: после восьмого класса среднее образование продолжили 97% ребят. Учебные заведения, дающие полное среднее образование, окончили 4,4 миллиона человек – почти в два раза больше, чем в прошлую пятилетку. Соответственно, возросло и количество людей, получавших высшее образование. Эта цифра за пять лет увеличилась на 20 миллионов (47,7 млн. в 1970 против 67,9 млн. в 1975).

Также образовательные учреждения в эти годы активно культивировали в детях патриотизм, стойкую уверенность в победе коммунизма, формировали диалектико-материалистические взгляды на жизнь и активную жизненную позицию. На XXV съезде КПСС Леонид Брежнев отметил: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию – задача нравственного воспитания».

В те годы считалось, что основой гармоничного развития детей является совмещение обучения и участия в производительном труде. Педагоги развивали в детях навыки самостоятельной работы, творческого отношения к труду и подвигали их на сознательный выбор профессии – в том числе, разумеется, и в сфере материального производства. Школьники стали больше обеспечены книгами и инвентарём. По этому поводу было принято отдельное постановление о бесплатном пользовании учебниками и создании библиотечных фондов в школах.

Сегодня, спустя полвека с момента старта программы обязательного школьного образования, можно утверждать: все это уничтожено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

СПАСИБО за Ваш комментарий, предложение, вопрос