СКАНДАЛ «Владивосток» кормой не вышел. «Балтийский завод» сорвал свою часть контракта по вертолетоносцам класса «Мистраль»




История со строительством для России двух французских вертолетоносцев класса «Мистраль» получила неожиданное и скандальное продолжение. Как заявил военному обозревателю «НГ» заместитель министра обороны Юрий Борисов, курирующий взаимодействие военных с ОПК, работники «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге не успевают доделать кормовую часть первого вертолетоносца класса «Мистраль» под названием «Владивосток» и потому ее созданием займутся французские специалисты.

Это заявление заместитель министра сделал в самолете, возвращающемся с международной авиакосмической выставки Paris Air Show-2013, проходящей сейчас в пригороде французской столицы Ле Бурже. Юрий Борисов вместе с министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу и другими высокопоставленными чиновниками военного ведомства знакомился там с продукцией ведущих зарубежных и отечественных фирм, представленных на салоне. В разговоре с журналистами заметил, что здесь было представлено много интересных экспонатов. В том числе и российского производства. А когда речь зашла о двустороннем сотрудничестве военных двух стран и их оборонных предприятий, раскрыл подробности выполнения графика поставки первого из двух заказанных Россией вертолетоносцев класса «Мистраль» родному Военно-морскому флоту.

Разговор об этом контракте он завел после вопроса военного обозревателя «НГ» о выполнении французами объявленного контракта, который неоднозначно оценивается российскими экспертами. Борисов заметил, что французы очень жестко выдерживают объявленный график работ. И в середине октября первый «Мистраль» придет в Санкт-Петербург для оснащения его российским вооружением.

«Как придет? – удивился автор этих строк. – Ведь мы еще не поставили во Францию кормовую часть корабля».

«Ваша информация устарела, – поправил журналиста заместитель министра. – Всю корму мы будем делать там (на заводе в Сен-Назере. – «НГ»), рисковать не будем, чтобы не держать контракт». Причина, как сказал Юрий Борисов, в нерасторопности корабелов из «Балтийского завода» Санкт-Петербурга, которые по российско-французскому контракту должны были сделать кормовую часть для первого «Мистраля». «Не успевают они», – пояснил заместитель Сергея Шойгу. «В середине октября, даже чуть-чуть с опережением графика, Министерство обороны России будет принимать во Франции первый «Мистраль» и перегонять его на российскую верфь для дооснащения отечественными системами вооружения, связи, управления оружием и другое оборудование. Это будет делать российская кооперация», – сказал он.

На уточняющий вопрос: «Как будут перегонять «Мистраль» – на буксирах или он пойдет своим ходом?», – заместитель министра ответил, что силовая установка на корабле уже смонтирована и он пойдет в Санкт-Петербург сам.

Напомним читателям, контракт на строительство двух вертолетоносцев класса «Мистраль» был подписан в июне 2011 года. Инициатором заключения этого соглашения, вопреки распространенному мнению, был отнюдь не бывший министр обороны, а тогдашний президент России Дмитрий Медведев, который договорился об этом с французским коллегой Николя Саркози. Точнее, именно Саркози предложил Медведеву этот контракт. Ему предстояло переизбираться на новый президентский срок, и получение крупного заказа для верфей в Сен-Назере, испытывавших определенные экономические трудности, было ему очень выгодно. Глава российского государства принял это предложение, тем более что в Кремле тогда считали себя в чем-то обязанными Саркози из-за его активной позиции, реально поддержавшей Москву во время грузинской агрессии в августе 2008 года.

Так на верфи в Сен-Назере строится «Мистраль». Фото с сайта www.stxeurope.com

Многие военные специалисты считали, что «Мистраль», как боевой корабль, предназначенный для высадки десантов на необорудованный берег в теплых морях, России совершенно не подходит. Мало того что у него слабенькое вооружение, неспособное защитить вертолетоносец от ударов авиации вероятного противника, он обладает еще и другими серьезными недостатками вроде повышенной парусности, что в российских холодных морях, особенно в районеТихого океана, создаст проблемы экипажу по его управлению в штормовую погоду. Другие военные моряки, в том числе и тогдашний главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, убеждали несговорчивых, что «Мистраль», если нам удастся получить и его системы автоматического управления оружием, навигации и целеуказания, принятые в странах НАТО, а также передовые технологии по постройке таких кораблей, принесут большую пользу отечественному флоту и его оборонной промышленности. Вертолетоносец можно будет использовать как корабль управления в небольших локальных операциях.

Так или иначе, но контракт стоимостью 1,2 млрд. евро на строительство двух «Мистралей» был все-таки подписан. Предполагалось, что потом Москва закажет Парижу еще два аналогичных корабля, которые будут строиться уже не в Сен-Назере, а на российских верфях. Причем от первого корабля мы выполним работы на 20%, от второго – на 40%. О третьем и четвертом разговор пока не шел. Хотя деньги на эти последующие вертолетоносцы даже заложили в Госпрограмму вооружений. Французы, кстати, обещали завершить постройку первого корабля за 36 месяцев. Часть работ взяла на себя отечественная Объединенная судостроительная корпорация, которая должна была по французским чертежам построить для первенца, которого назвали в честь столицы Тихоокеанского флота «Владивосток» (второй получил имя «Севастополь. – «НГ») корму. Как видим сейчас, не справились, хотя все французские чертежи у них есть. Как не справились со многими другими проектами по своевременному строительству стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок для ВМФ, а также надводных кораблей и затянули на годы с реконструкцией индийского авианосца «Викрамадитья».

Вертолеты для «Мистраля» должны были строить отечественные предприятия. Предполагалось, что на соответствующей его палубе будут базироваться восемь корабельных Ка-52К и восемь транспортно-разведывательных Ка-29. Из-за того что наши «вертушки» выше французских, планировалось поднять палубу «Мистраля» на добрый десяток с лишним сантиметров. Правда, десантные катера хотели использовать французские – фирмы STX Lorient. Их должно быть по четыре на каждый корабль. Хотя наши моряки не отрицали, что постараются поставить на «Владивосток» и «Севастополь» и отечественные высадочные средства – танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и проекта 21280 «Дюгонь».

О готовности катеров пока информации нет. Корабельные вертолеты, по нашим сведениям, проходят испытания. Они должны быть приспособлены к посадке на палубу при резких порывах ветра и качке. Это сделать не просто. Но терпение и труд, как говорят, все перетрут.

Перетрут ли терпение и труд своевременную поставку «Мистралей» российскому ВМФ – большой вопрос. Заместитель министра обороны Юрий Борисов сказал журналистам, что два последних вертолетоносца пока строить не будут и контракты по ним отложены. Надо сначала понять, как использовать те корабли, что уже заказаны, как они поведут себя в российских условиях, насколько удачно выбрано для них вооружение, как оно будет использоваться в возможных локальных конфликтах. И как это все впишется в тактику применения межвидовых группировок кораблей отечественного ВМФ. Вопрос, почему это не обсудили и не поняли раньше, до того как заказали «Владивосток» и «Севастополь», нам представляется сегодня риторическим.

На официальном сайте Объединенной судостроительной корпорации в среду появилось сообщение: «ОСК в строгом соответствии с контрактом завершает изготовление кормовой части первого строящегося в кооперации с Францией для ВМФ РФ десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль». ОАО «Балтийский завод – Судостроение» 26 июня, в срок, согласованный с французской стороной, произведет в Санкт-Петербурге спуск на воду кормовой части первого вертолетоносца». В сообщении отмечается, что информация о переносе во Францию строительства кормовых блоков первого из двух строящихся для России ДВКД типа «Мистраль» не соответствует действительности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сообщение формы создания комментариев

Кто ищет, тот всегда найдет