Айну Японии на территории России: запрещенный к жизни народ

Айны (АйнуЕйныКуриль) — национальные меньшинства, проживающие в Сахалинской областиХабаровском крае и на Камчатке. Несмотря на то, что по переписи населения 2010 года 109 человек определили себя как айны, считается, что еще 893 человек в России имеют айнское происхождение. Большинство из тех, кто признал себя айну, проживают на территории Камчатки, хотя на самом деле, наибольшее число айнов (хоть они себя такими и не признают) живут на Сахалине.


Айну России можно поделить на шесть групп.

1. Северокурильские айну – куриль в русских текстах. В основном проживали на острове Шумшу и частично на Парамушире. Общая численность в 1860 составляла 221 человек. У них были русские имена, они бегло говорили по-русски и были православными. До 1875 существовали под управлением русских. После Петербургского договора попали под управление Японии, после чего более сотни айнов бежали на Камчатку и ассимилировались с камчадалами.[3][4] Те, кто оставался под властью Японии, вымерли после второй мировой войны. Около 100 человек в данный момент проживают на территории Усть-Большерецкого района на Камчатке.
2. Южнокурильские айну – до 18 века насчитывалось почти 2000 человек, в основном на КунаширеИтурупе и Урупе. В 1884 году их количество сократилось до 500. Около 50 отдельных представителей (в основном многорасовых), которые остались на островах к 1941, были эвакуированы на Хоккайдо японцами вскоре после Второй мировой войны.[3] Последний японский представитель племени, Танака Кину, умер в Хоккайдо в 1973 году. ИСЧЕЗЛИ. 

3. Камчатские айну - в русскоязычных текстах встречаются как Камчатские куриль. Прекратили существование как отдельный народ после разгрома русскими в 1706 и последовавшей за этим эпидемией оспы. Отдельные представители ассимилировались в курильские народы и камчадалов. Последний раз замечены русскими исследователями в 18 веке. ИСЧЕЗЛИ. 

4. Амурские айну – отдельные представители, женившиеся на этнических русских и этнических Ульчи. Отмечены Брониславом Пилсудским в начале 20-го века.[6] Во время переписи 1926 года было зарегистрировано 26 представителей (на территории Николаевского округа (сейчас - Николаевский район Хабаровского края).[7] В данный момент никто в Хабаровском крае не признаёт себя айну[8][9] ИСЧЕЗЛИ. 
5. Северосахалинские айну - только пять чистокровных представителей были зарегистрированы во время переписи 1926 года. Большинство сахалинских айну (в основном с побережья) были переселены на Хоккайдо в 1875 году японцами. Несколько человек (в основном в удалённых районах) женились на этнических русских, если судить по записям Бронислава Пилсудского.[10] ИСЧЕЗЛИ. 
6. Южносахалинские айну – После второй мировой Япония эвакуировала почти всех айну на Хоккайдо. Отдельные изолированные представители остались на Сахалине.[11] Сахалинские айну испытывали сильнейшее давление со стороны советской власти, и после 1945 детям было запрещено определять себя как айну. В 1949 насчитывалось около 100 айнов, проживающих на Сахалине.[3] Последние 3 представителя умерли в 80-х. ИСЧЕЗЛИ. 

История

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце 17 века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в 18 веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине 18 века более полутора тысячи айнов приняли русское гражданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и европеодные черты лица). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их айну со светлыми волосами. Только в начале 19 века в Японии поняли, что русские и айну - два разных народа. Для русских же айну были "волосатыми", "смуглыми", "темноглазыми" и "темноволосыми". Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или похожими на цыган.


Переселение на Камчатку

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Во время царского режима, айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, так как в Японии заявляли, что все регионы, на которых обитали или обитают айны, являются частью Японии. Поэтому для обозначения этнических групп стали использоваться термины "Куриль", "Камчатские Куриль" и пр. Перепись 1897 указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских).[12] 

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн 19 века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. Только несколько представителей айну решили смогли остаться в России после войны. Более 90% стали гражданами Японии.

Советской властью деревни Голыгино и Явино были уничтожены, а жители были переселены в Усть-Большерецкий район Камчатки.[13]  В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГи и трудовые лагеря, т. к. считались японцами. Чтобы искоренить айнов, в СССР убрали термин "айну" из списка национальностей, которые могут быть указаны в паспорте. Из-за этого детям, родившимся после 1945, невозможно было считать себя айнами. В итоге, большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские. Среди семей, являющихся потомками айнов — Бутины, Сторожевы, Игнатьевы, Мерлины, Коневы, Лукашевские, Новограбленные и Яровые. 7 февраля 1953 года К. Омельченко, министр охраны военной и государственной тайны СССР запретил прессе публиковать любую информацию о проживании айнов на территории СССР. 

Новейшая история


Через 20 лет приказ Омельченко был отменён[14],   однако в 1977 году СССР вычёркивает этноним "айну" из списка "живых" этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Последняя депортация айнов в Японию произошла в 1982, когда Кейдзо Накамура, чистокровный южнокурильский айн был депортирован на Хоккайдо после 15 лет работы на Магадане. Его жена, Тамара Тимофеевна Пыхтеева, была потомков айнов и нивхов. После ареста Кейдзо в 1967 она и её сын Алексей (Асира) были высланы с Камчатки и направлены в город Томари на Сахалине. По переписи 2002 года, никто не вписал этноним "айну" в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи.[16][17][18]
Однако в 2004 году небольшое айнское сообщество Камчатского края направило Владимиру Путину письмо, в котором просило  признать геноцид айнов со стороны Японии[19],   утверждая, что их трагедия по масштабам может быть сравнима только с геноцином коренного населения Америки.
В течение переписи 2010 года, около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как этнические Камчадалы.[20] В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и дать право на охоту и рыбалку, которая есть у других малочисленных народов Дальнего Севера.[25][26] Запрос был отклонён.[21]
В 2012 году в России отмечено 205 айнов и они борются за официальное признание.[22][23] Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы.[24] 


Внешние ссылки

  1. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Materials/pril3_dok2.xlsx
  2.  Shibatani, Masayoshi (1990). The languages of JapanCambridge University Press via Google Books. p. 3.
  3. ↑ 1 2 3 Wurm, Stephen Adolphe; Mühlhäusler, Peter; Tryon, Darrell T. (1996).Atlas of languages of intercultural communication in the Pacific, Asia and the AmericasWalter de Gruyter via Google Books. p. 1010.
  4.  Minichiello, Sharon (1998). Japan's competing modernities: issues in culture and democracy, 1900-1930University of Hawaii Press via Google Books. p. 163.
  5. http://uwspace.uwaterloo.ca/bitstream/10012/2765/1/Scott%20Harrison_GSO_Thesis.pdf
  6.  Piłsudski, Bronisław; Majewicz, Alfred F. (2004). The collected works of Bronisław Piłsudski Volume 3Walter de Gruyter via Google Books. p. 816.
  7.  Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей
  8.  Shaman: an international journal for Shamanistic research, Volumes 4-5 p.155
  9.  Piłsudski, Bronisław; Majewicz, Alfred F. (2004). The collected works of Bronisław Piłsudski Volume 3Walter de Gruyter via Google Books. p. 37.
  10.  Howell, David L. (2005). Geographies of identity in nineteenth-century JapanUniversity of California Press via Google Books. p. 187.
  11.  Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей
  12.  ANSIPRA-Japan-3
  13.  www.youtube.com/watch?v=IcIErWxe16k
  14.  http://kamchatka-etno.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85&Itemid=95
  15.  В России снова появились айны - самый загадочный народ Дальнего востока
  16.  http://www.perepis2002.ru/ct/doc/English/4-2.xls
  17.  http://www.perepis2002.ru/ct/doc/English/4-3.xls
  18.  Всероссийская перепись населения 2002 года
  19.  Камчатское Время
  20.  http://www.kamchatka-etno.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85&Itemid=95
  21.  Айны просят включить их в Единый перечень коренных народов России. Родовая община обратилась к краевым властям - Общество Камчатский край - Камчатка и Магадан, новости Петропа …
  22.  Алексей Накамура - Интервью
  23.  Айны – борцы с самураями | Сегодня.ру
  24.  Представители малочисленного народа айну хотят узаконить свой статус — Светлана Богданова — "Без национальности" — Российская газета — Айну входят лишь …
  25.  Льыоравэтльан - Представители малочисленного народа айну на Камчатке хотят узаконить свой статус
  26.  Radio: Programs: The Ainu: one of Russia’s indigenous peoples: Voice of Russia
  27.  У последней черты – Айны о себе | Тайны веков
  28.  SVEVLAD - Ruski narod Ajni
  29.  Piłsudski Bronisław The Collected Works of Bronisław Piłsudski. — Walter de Gruyter, 2004. — Vol. 3. — P. 600. — ISBN 9783110

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сообщение формы создания комментариев

Кто ищет, тот всегда найдет